Прислать новость

Ёлка
предсказаний

Мусорная реформа на Белгородчине: почему наш регион к ней не готов?

С 1 января 2019 года в Белгородской области начнётся мусорная реформа, цель которой — полностью изменить систему обращения  коммунальных отходов. Но похоже, что, кроме роста цен за вывоз ТБО, кардинальных изменений белгородцев пока не ожидает.

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

6

Читать все комментарии

1434

«Не нужно ждать чуда»

1 ноября в администрации Белгорода прошло совещание с руководителями управляющих компаний и главами районов, на котором обсуждалось, как произойдёт реформа. С 1 января контролировать сбор, вывоз и захоронение ТБО по всей области будет региональный оператор по обращению с отходами — ООО «Центр экологической безопасности». Возглавляет его Леонид Белоковаленко — директор Фонда содействия реформированию ЖКХ Белгородской области. Регион при этом планируется разделить на 9 транспортных зон, в каждой из которых пройдут торги по выбору компаний, которые будут вывозить мусор на полигоны. Сколько в итоге потребители заплатят за услугу, известно пока лишь ориентировочно.

— Тарифы утвердит комиссия по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области. В комиссию мы обратимся, когда пройдут торги, — пояснил заместитель губернатора — руководитель департамента ЖКХ Белгородской области Юрий Галдун. — Предположительно тариф составит 521 рубль 61 копейку за кубометр. Тариф умножается на норматив и делится на 12 месяцев. Нормативы следующие: многоквартирные дома — 2,5 кубометра с человека в год, индивидуальные дома площадью до 100 квадратов — 2 кубометра, дома свыше 100 метров — 2,8 кубометра в год. Ориентировочно плата будет следующая: в многоквартирных домах — 108,67 рубля с человека, в индивидуальных домах площадью до 100 квадратных метров — 86,94 рубля, в больших домах, чья площадь выше 100 квадратных метров, — 121,71 рубля с человека в месяц. В области построят 2 полигона для ТБО — в Шебекинском и Вейделевском районах, 11 мусоросортировочных комплексов, где будут сортировать отходы.

В регионе планируют открыть 210 пунктов приёма вторсырья:  должны по­явиться 180 стационарных и 30 мобильных, куда можно будет сдать вторсырьё за деньги.

«Нарушителей надо будет ловить»

С 1 января жители перейдут на дуальную систему обращения с мусором. Отдалённо она напоминает раздельный сбор, как в Европе, с разницей, что при дуальной системе отходы делятся всего на два типа: мокрые (пищевой мусор) и сухие (бутылки, картон, пластик и т. д.). Выбрасывать пакеты с пищевым мусором в контейнеры с сухим мусором при этом нельзя. Но это в теории. А на практике белгородцев будут долго кнутом и пряником учить сортировать отходы.

— Необходимо провести общие собрания в каждом МКД. 51% жителей должны проголосовать за раздельный сбор мусора. Если они проголосуют, мы сразу уменьшаем платёж на 8%, — заявил Юрий Галдун. — Во дворе будет контейнерная площадка с двумя баками для разных видов отходов. Не нужно ждать чуда — будут стоять те же страшные баки, что и сейчас, в течение трёх лет мы их заменим. Через три года появятся контейнеры с крышками, из толстого полимера. Мы сейчас ведём переговоры с ФСИН, где закупить их можно гораздо дешевле.

Ответственность за раздельный сбор мусора ляжет на управляющую компанию. При этом жилищников ждут штрафы, если жители будут выбрасывать мусор не в тот бак.

— Да, надо будет сторожить. Да, надо будет ловить нарушителей, следить за этим, — обратился к управляющим компаниям Юрий Галдун. — Но достаточно акта, что Иванов из 13-й квартиры нарушил, чтобы он был переведён на другой норматив. В ближайшие две недели мы постараемся всё это сделать в виде законов.

«Надо действовать силой»

По словам Юрия Галдуна, власти прекрасно понимают, что люди сразу сортировать мусор не научатся и не захотят. Поэтому обещают штрафовать не за первое, а за третье — пятое нарушение.

— В домах, где вы законсервируете мусоропровод, возникнет необходимость в установлении новой контейнерной площадки. Искать её надо. Надо находить общий язык с Роспотребнадзором, невзирая на санитарные нормы, и ставить там, где большинство голосов решит поставить эту площадку, — сообщил Юрий Галдун. — Содержание контейнерной площадки сегодня по закону — и на муниципалитетах, и на управляющих компаниях.

По мнению Юрия Галдуна, в сёлах вопрос о контейнерных площадках должен решать сход. У трасс держать контейнерные площадки можно только со сторожем.

«Люди должны ощущать, за что они платят деньги»

У читателя наверняка возник вопрос: а за что я буду платить деньги? От мусоропровода меня заставляют отказаться, я должен сортировать и правильно выбрасывать мусор, не перепутав баки, которых пока нет и неизвестно, когда будут. А что кардинально изменится, ради чего всё это? Присутствовавшая на совещании в мэрии заместитель губернатора по внутренней и кадровой политике области Ольга Павлова выразила опасения по вопросам внедрения с 1.01.19 г. новой системы обращения с отходами.

— Ещё ничего не начиналось, нет никаких платёжек. Люди говорят: мы понимаем, что тарифы растут, но вы покажите нам услугу другого качества. Люди должны ощущать, за что они платят деньги, — заявила Ольга Павлова.

По мнению Ольги Павловой, в многоквартирных домах начнутся склоки, если жители проголосовали за раздельный сбор, а кто-то из дома не сортирует отходы.

— Кто будет оценивать качество оказания услуги по вывозу мусора? Люди скажут: простите,  мы платим вам 108 рублей с человека в месяц, вы нам помешали бросать удобно мусор, как мы бросали, и оставили всё как есть? Ещё и говорите: всё нормально, потерпите, при этом не учитываете наше мнение, — возмутилась Ольга Павлова.

Как сделать, чтобы мусорная реформа заработала?

А что думают об этом те, кому предстоит претворить мусорную реформу в действие — представители транспортных и управляющих компаний? По их мнению, в нашем регионе не готова почва для того, чтобы реформа работала — есть идеи, что нужно сделать, но нет проработанного механизма, как это будет функционировать. По словам специалистов, пока никто детально не обсуждал и не предлагал конкретного плана взаимодействия регионального оператора с транспортными и управляющими компаниями. Нет графика вывоза отходов, нет актуальной базы данных потребителей — а ведь нужно её обновлять в связи с переходом оплаты с квадратного метра на человека.

— Регионального оператора выбрали в мае. Уже ноябрь, и только сейчас приступили к организации конкурсов  и заключению договоров на вывоз и размещение отходов, — говорит заслуженный эколог России Владимир Коваль. — После объявления конкурса его  результаты подведут только через 30 дней — это будет уже декабрь. На каких условиях нужно работать операторам, формировать базы данных, составлять графики, как обслуживать население, точно неизвестно. Похоже, что операторам предлагают работать на мифических условиях в надежде, что всё как-нибудь само собой сложится. Но здесь нужны чёткие условия договора, которые прежде всего учтут интересы  населения, обеспечат санитарно-экологические параметры обращения с отходами, устроят и регионального оператора, исполнителей и потребителей,  которые должны чётко представлять, как они должны будут взаимодействовать. Системность, последовательность и продуманность намеченных реформ явно недостаточны.

К примеру, вводится дуальный сбор. Отходы складируются уже в разные контейнеры, но сухие отходы содержат различные полезные фракции. Следовательно, эти отходы должны попасть на сортировочные комплексы, мощностей которых в регионе недостаточно, так как пока в области действует только один МСК, расположенный в селе Стрелецкое Белгородского района. Следовательно, можно предположить, что они пойдут на захоронение, что делает бессмысленной первичную сортировку населением. А извлечённые полезные фракции из отходов должны быть вывезены на переработку. То есть уже сегодня должны быть договоры с переработчиками и полная ясность с огромными объёмами транспортировки полезных фракций. 

Насколько мне известно, не решены и финансовые вопросы. Предполагается зачисление средств населения вначале на счета регионального оператора, затем в конце месяца — оформление актов выполненных работ перевозчиками и т. д., что неминуемо приведёт к опасному кассовому разрыву между моментом оказания услуги и её оплатой, что может вообще остановить работу санитарно-экологического конвейера с непредсказуемыми последствиями. Вспомним, к чему подобная обстановка привела в Челябинске. Вместе с тем в Белгородской области с 2005 года намного раньше остальных регионов был отработан прекрасный механизм автоматического расщепления платежей населения и зачисления средств за оказанные жилищно-коммунальные услуги их поставщикам на следующий день после поступления денег в платёжную систему. 

Контролировать качество первичной сортировки мусора в индивидуальных жилых домах предлагается поручить водителю мусоровоза, но чисто визуально это сделать очень сложно. Водителю, по мнению Юрия Галдуна,  нужно будет оформить акт, что мусор не отсортирован, сделать фотографии. Но необходимо учитывать, что у водителя на указанные контрольные действия отсутствуют полномочия и они не входят в его должностные обязанности. Когда ему этим заниматься, учитывая, что за смену нужно обслужить от 500  до 1 000 точек, погрузить и вывезти отходы и при этом успеть уложиться в график?

Есть ещё ряд условий, которые указывают на то, что к реформе наш регион не готов: отсутствие контейнерных площадок, которые необходимы тем, кто откажется от мусоропроводов с 01.01.2019 г. И самое главное — в городе нет выделенных соответствующих санитарным правилам новых участков для того, чтобы оборудовать на них  площадки, плюс огромная проблема переполнения легковым транспортом дворов.

Потребуется и специализация транспорта для вывоза как мокрых, так и сухих отходов с увеличением парка автотранспортных средств и, следовательно, расходов транспортных компаний. Поэтому имеется серьёзное опасение, сможем ли мы начать работать по-новому с 1 января. Вести речь о раздельном сборе отходов стоит  тогда, когда есть продуманный  технологически и технически  подкреплённый чёткий механизм действий, отработанный на экспериментальном участке.

— Прежде чем воплощать  реформу в жизнь, необходимо запустить пилотный проект в отдельном квартале или на территории одной управляющей жилищной организации, чтобы выяснить, как новая система сработает, какие есть плюсы и минусы, как исправлять ошибки, — считает Владимир Коваль. — Отработав удачно пилотный проект, можно начинать реформу  повсеместно. Нужна колоссальная разъяснительная работа,  что основной выигрыш от реформы — экологический: меньше чернозёмов уйдёт под захоронение отходов, исчезнут несанкционированные свалки, больше вторсырья вернётся в производство, чище станет наша родная Белгородчина.