На чём будет экономить федеральный бюджет из-за резкого роста расходов на оборону

В следующем году расходы государственной казны на оборону вырастут сразу на 68%, одновременно с этим запланировано снижение расходов на здравоохранение и национальную экономику

03.11.2023 21:34
МОЁ! Online
Читайте «МОЁ! Белгород» в

Осень — время вёрстки бюджетов на следующий год. 26 октября Госдума приняла в первом чтении предложенный правительством и немного доработанный депутатами проект федерального бюджета на 2024 год. Так как от федеральной казны во многом зависит и жизнь в регионах, сегодня мы расскажем о федеральном бюджете подробнее. Тем более что рассказать есть о чём. Чтобы найти дополнительные средства на оборону, государство будет не только экономить на некоторых других статьях бюджета, но и явно будет строже относиться к сбору налогов и других платежей.

Главные параметры федеральной казны в 2024 году

Доходы — 35,065 триллиона рублей

Расходы — 36,660 триллиона рублей

Дефицит — 1,595 триллиона рублей

Как изменятся доходы и расходы по сравнению с 2023 годом

Доходы:

2023 — 28,7 трлн руб

2024 — 35,1 трлн руб (+22,3%)

Расходы:

2023 — 31,7 трлн руб

2024 — 36,7 трлн руб (+15,8%)

Можно ли будет так резко нарастить доходы?

Первое, что отмечают все аналитики, — в бюджет-2024 заложен самый большой рост доходов за последние годы.

Не только в семейном, но и в государственном бюджете деньги не берутся из ниоткуда. Из пояснительной записки к проекту бюджета и из заключения Счётной палаты России на этот проект можно сделать вывод о том, что Минфин рассчитывает как на рост нефтегазовых доходов, так и на рост экономики. А также явно собирается строже администрировать платежи и строже взыскивать долги.

Доходы от нефти и газа, которые в 2023 году должны составить 8,9 трлн руб, в 2024 году по планам властей вырастут до 11,5 трлн руб. В случае с нефтью оптимизм зиждется на том, что цены на неё на мировых рынках будут расти. Соответственно, в бюджет заложена стоимость нефти на уровне 60 долларов за баррель. Счётная палата, пусть и очень аккуратно, но всё же «полагает целесообразным отметить наличие рисков недостижения уровня 60 долларов».

На нас такой вариант развития событий скажется плохо. Дело в том, что, если цены на нефть и газ будут держаться на низком уровне, получить все запланированные нефтегазовые доходы можно будет путём девальвации (обесценивания) рубля. Ведь в бюджет эти доходы поступают уже в рублях, а не в долларах.

Так называемые ненефтегазовые доходы (то есть доходы от всей остальной экономики) по планам должны увеличиться с 19,8 трлн руб. до 23,6 трлн руб. То есть сразу на 20%. Из пояснительных записок к бюджету понятно, что этот прогноз стоит на двух китах — росте экономики и увеличении поступлений от взыскания различных долгов. А вот на чём зиждятся предположения о столь существенном росте экономики — уже не очень понятно.

Как изменятся основные траты федерального бюджета в 2024 году

Оборона

2023 — 6,406 трлн руб

2024 — 10, 775 трлн руб

Национальная экономика

2023 — 4,126 трлн руб

2024 — 3,890 трлн руб

Образование

2023 — 1,464 трлн руб

2024 — 1,547 трлн руб

Здравоохранение

2023 — 1,570 трлн руб

2024 — 1,620 трлн руб

Социальная политика

2023 — 6,493 трлн руб

2024 — 7,732 трлн руб

Обслуживание государственного долга

2023 — 1,519 трлн руб

2024 — 2,291 трлн руб

Трансферты регионам

2023 — 1,530 трлн руб

2024 — 1,474 трлн руб

В каких отраслях нас ждет снижение расходов

Центробанк поднял ключевую ставку до кризисных значений
В ТЕМУ

Итак, несложно подсчитать, что расходы на оборону в следующем году планируется увеличить рекордными темпами — сразу на 68%. Во многих других отраслях запланирован весьма несущественный рост, в некоторых случаях переходящий в падение. Это в своём заключении отмечает и Счётная палата.

Дело в том, что по обновлённому официальному прогнозу Центробанка, по итогам 2023 года годовая инфляция в 2023 году сложится в диапазоне 7 — 7,5%. И если в случае со здравоохранением номинальные расходы всё же вырастут (на 3,2%), то реальные, с учётом инфляции, расходы федерального бюджета на здравоохранение на самом деле снизятся (примерно на 4%). А расходы на национальную экономику и трансферты регионам (дотации и субсидии) заметно уменьшаются даже в номинальном выражении.

Исключение составляют расходы на социальную политику. За счёт их увеличения страховые пенсии по старости с 1 января 2024 года вырастут на 7,5 %. Это решение коснется более 32 миллионов россиян. Государство, напомним, дополнительно финансирует бюджет Пенсионного фонда. Кроме того, сохранятся и увеличатся ныне действующие социальные выплаты.

Вернёмся к медицине. Здравоохранение финансируется сразу по трём каналам — из федерального бюджета, из региональных бюджетов и из бюджетов региональных фондов обязательного медицинского страхования. И если брать общие расходы федерального и региональных бюджетов, то расходы на здравоохранение должны вырасти с 6 трлн руб в 2023 году до 6,74 трлн руб в 2024 году. То есть они обгонят инфляцию.

Проще говоря, федеральный центр уже поручил регионам взять на себя дополнительные расходы на здравоохранение. Это тоже далеко не панацея. Ведь увеличивая расходы на медицину, регионы, вероятно, будут вынуждены снизить другие расходы. И вряд ли чиновники будут экономить именно на себе.

Как будут закрывать дефицит бюджета

Основными источниками финансирования дефицита федерального бюджета будут выступать государственные внутренние заимствования и, увы, средства Фонда национального благосостояния. Из-за очередных заимствований государственный долг Российской Федерации будет увеличиваться и в 2024 году достигнет 32,5 трлн руб. (то есть почти сравняется с годовым федеральным бюджетом).

В ноябре мы планируем рассказать о региональном бюджете и о бюджете Воронежа на 2024 год.

Подписывайтесь на «МОЁ! Белгород» в Яндекс.Новости и на наш канал в Дзене. Cледите за главными новостями Белгорода и области в Telegram-канале и в группе во «ВКонтакте».