Гипермаркеты «ЛИНИЯ» — НАШЕ! ОТЕЧЕСТВЕННОЕ
На прошлой неделе на круглосуточном продовольственном
гипермаркете «ЛИНИЯ» в Белгороде на улице Королёва появился огромный плакат:
«ЛИНИЯ» — НАШЕ! ОТЕЧЕСТВЕННОЕ». Таким образом одна из крупнейших в ЦФО торговых
сетей отреагировала на международную ситуацию. Как известно, США, Евросоюз,
Норвегия и Австралия этим летом применили против Российской Федерации санкции.
На них наша страна ответила адекватно, с 7 августа ограничив ввоз продовольствия
из ряда западных государств. О том, чего ждать покупателям, хватит ли
белгородцам собственных и импортозамещающих продуктов, как ввод санкций может
отразиться на ценах, мы поинтересовались у авторитетного эксперта Ольги
ПАВЛОВСКОЙ, заместителя генерального директора корпорации «ГРИНН», директора по
розничной торговле.
— Ольга Николаевна, с
момента введения Россией санкций прошло чуть больше двух недель. Что сейчас
происходит в сфере торговли и в сети «ЛИНИЯ»? Эти меры как-то отразились на
заполняемости прилавков и покупательском спросе?
— Создавая
торговую сеть «ЛИНИЯ» в 2002 году, генеральный директор корпорации «ГРИНН»
Николай ГРЕШИЛОВ изначально ориентировал её именно на отечественного
производителя и российские продукты. Ещё когда строился первый гипермаркет, а мы
только начинали заключать договоры на поставки, преимущество отдавалось местным
предприятиям, нашим товарам. В итоге основная доля той продукции, которая
продается в «ЛИНИЯХ», всегда была российского производства. И сегодня, когда
принимаются меры по реализации решений президента и правительства РФ об
ограничении ввоза импортного продовольствия, наши магазины оказались даже в
благоприятной ситуации. То, что сейчас происходит в торговле, приоритет отдаётся
отечественной продукции, всегда было главной концепцией «ЛИНИИ». Поэтому
отсутствие импорта, вошедшего в санкционный список, никак не скажется на наших
потребителях. И в Курске, и во всех 10 регионах ЦФО, где мы успешно
работаем.
— Поясните, пожалуйста, на примерах с конкретными
категориями товаров. Вот, к примеру, запрет на ввоз заграничной свинины и
говядины может сказаться на производстве собственной продукции «ЛИНИИ»? На
прилавках останутся аппетитные шашлык и колбаски, которые пользуются большим
спросом у покупателей?
— Ответственно заявляю: НИКОГДА сеть
«ЛИНИЯ» не работала на импортном мясе! Это основной принцип в работе наших
цехов. Говядину мы использовали и используем исключительно российскую, а свинину
вообще курскую. Как известно, в нашей области построены и действуют несколько
крупных свинокомплексов. Наши основные поставщики — агропромышленные компании
«Агро-Альянс Юг» и «Надежда». Поэтому после введения санкций все покупатели уже
смогли убедиться: никаких перебоев с мясной продукцией в «ЛИНИЯХ» не было и нет,
полуфабрикаты такие же свежие и качественные.
— А что с
молочкой?
— С ней ситуация такова. Действительно, с полок
исчезла часть полюбившихся определённым покупателям молочных продуктов от
литовских предприятий, но их доля продаж в общем объёме была невелика. К тому же
в «ЛИНИЯХ» широко представлена российская продукция. Например, под маркой
«Вкуснотеево». Расширяют линейку продуктов и курские
производители.
— Много шума об элитных сырах: а как же моцарелла,
пармезан и прочие...
— Основным производителем и поставщиком
сыров в торговую сеть «ЛИНИЯ» является Республика Беларусь. Есть у нас и
продукция российских предприятий, в том числе из Курской и Брянской областей.
Ассортимент импортных сыров был весьма велик, каждый мог выбрать по своему
вкусу. Спешу успокоить гурманов: пока у оптовых компаний достаточно запасов,
завезённых в Россию до ввода санкций, поэтому на ближайшие месяцы хватит. Такие
сыры имеют значительный срок годности, а спрос на них не столь большой: они
всё-таки относятся к категории деликатесов. Думаю, уже к концу года произойдёт
замещение элитных сыров продукцией из тех стран, поставки из которых разрешены.
И наши гурманы накануне новогодних праздников полностью удовлетворят свои
потребности.
— И всё же есть продукты, изменения в продаже
которых обращают на себя внимание?
— Наверное, это отчасти
фрукты и овощи. Но на экзотическую продукцию в летний период особой потребности
никогда и не было. Быстро стали исчезать с прилавков косточковые персики и
абрикосы, но, к счастью, сейчас плодовый сезон. Появилось много российских яблок
и груш, замечательные арбузы и дыни, виноград... Покупатель не остался без
витаминов, без выбора и ассортимента, да и цены очень
демократичные.
— Кстати, о ценах. Больше всего людей страшит
перспектива тотального подорожания продуктов. Какие, на Ваш взгляд,
перспективы?
— Да, действительно, главное — сохранить цены на
прежнем уровне. На этот счёт, как известно, принято распоряжение правительства
РФ. Есть вероятность, что кто-то может попытаться заработать на волне санкций
под разными предлогами. Главное, чтобы в данной ситуации никто не поддавался
такому искушению. Мы проводим постоянный мониторинг стоимости продуктов. Иногда,
чтобы сохранить цены для конечного потребителя, приходится уменьшать нашу
наценку. Идём на это, поскольку «ЛИНИЯ» была и остаётся народным магазином,
любимым покупателями. Мы не хотим, чтобы людей затронула «ценовая
лихорадка».
— Какие ещё есть методы «ценовой
борьбы»?
— Урожай в этом году хороший, лето не подвело. Но тем
не менее у ряда производителей сохранилась проблема сбыта выращенной
сельхозпродукции. Для её решения мы вышли с предложением на администрацию
области о том, чтобы проводить около «ЛИНИЙ» осенние ярмарки-продажи овощей и
фруктов. Выгодно будет и продавцам, и горожанам.
— С торговлей
понятно. А как, по Вашему экспертному мнению, международная ситуация может
отразиться на отечественных производителях?
— Скажу честно,
запрет импорта у меня и нашего коллектива вызвал дополнительный подъём чувства
патриотизма. Ведь мы только заинтересованы в том, чтобы качественных российских
продуктов в магазинах было как можно больше. Я уже говорила, что наша
отечественная сеть «ЛИНИЯ» во всех регионах всегда отдавала приоритет местным
производителям. Мы помогали им развиваться и увеличивать объёмы продукции,
которая реализуется через наши магазины. Так что и «ЛИНИЯ», и корпорация «ГРИНН»
много лет вносят немалый вклад в продовольственную безопасность страны. Раньше о
ней много говорилось. Теперь настал момент, когда надо действовать. Так совпало,
что указ президента от 6 августа подвёл к реализации в нашей стране стратегии
национальной продовольственной безопасности. Надеемся, что это даст новый
импульс к развитию российского сельского хозяйства и перерабатывающей
промышленности. Это, кстати, обсуждалось 22 августа на совещании в Курске под
руководством премьер-министра Дмитрия Медведева. Мы поддерживаем курс
правительства. Вероятно, стоит вернуться и к вопросу о государственной поддержке
отечественных торговых сетей. Эта тема поднималась на самом высоком уровне ещё
семь лет назад. Ведь европейские ритейлеры, работающие в России, в большей
степени всё-таки ориентированы на своих поставщиков продовольствия и продвижение
импортных продуктов. Поэтому, по нашему мнению, нацпроект «Развитие АПК» в РФ
нужно дополнить программой мер поддержки отечественных торговых сетей, делающих
ставку на российских производителей и
переработчиков.