От дружинника до экс-министра: что известно о кандидатах в мэры Белгорода
На пост градоначальника претендуют пять человек, но драматической интриги в выборном действе, скорее всего, не случится
Что известно о кандидатах в мэры Белгорода
Их всего пять. Все дружно пришли в Горсовет «подаваться», как сговорившись, — в день икс 29 ноября, когда срок подачи документов истекал. Даже действующий глава администрации Валентин Демидов, с самого начала заявивший, что полон решимости, чего-то до последнего ждал. Впрочем, он в итоге оказался самым смелым: явился на регистрацию первым. Итак, давайте знакомиться — шоу «Мы ищем мэрские таланты» начинается! Сразу оговорюсь, что не все кандидаты — публичные персонажи, поэтому градус подробностей, которые отыскались в открытых источниках, может отличаться.
Валентин Валентинович Демидов
в особых представлениях не нуждается. Ему 47 лет, по образованию юрист. Родился в липецком совхозе «Петровский», но, когда Вале было 10 лет, родители переехали с ним в крымский городок Армянск, получив там работу. Наш город Демидов возглавил в январе 2023-го после скоропостижной отставки Антона Иванова, снискавшего резкую критику со стороны Вячеслава Гладкова. С 12 октября 2022-го был первым вице-мэром, а в городскую администрацию пришёл из облправительства, где успел восемь месяцев проработать советником губернатора. До переезда в Белгород, в Крыму, сделал бурную политическую карьеру. Впрочем, местами не самую удачную. Начинал депутатом в Армянске, потом стал его головой и руководил городом долго — с 2007-го по 2015-й. А после — резкий прыжок: сразу в кресло министра экономического развития Крыма. Правда, ненадолго: в 2017-м Демидова назначили директором департамента по территориальному развитию и взаимодействию с органами местного самоуправления Севастополя. Но и там он не задержался: покинул пост в сентябре 2019-го. Впрочем, короткий севастопольский период для него стал как выигрыш в лотерею: молодого политика заметил… Вячеслав Владимирович Гладков, который в то время был вице-губернатором города-героя. Заметил — и потом позвал к себе в Белгород. Даже несмотря на то, что кресло главы Симферополя, которое Демидов занял в апреле 2021-го, тот покинул со скандалом, продержавшись всего восемь месяцев: ушёл по собственному после жёстких нагоняев от главы Крыма Сергея Аксёнова — за срыв программ благоустройства и проблемы с вывозом мусора (да!). Заявление Валентин Валентинович написал после очередного совещания с Аксёновым. Тот отреагировал в своём духе: «Считаю, что он поступил ответственно, как самокритичный чиновник, который не достиг необходимых результатов и признал недоработку. Это честный поступок». И тем не менее у Демидова две медали: «За возвращение Крыма» и «За защиту Республики Крым». Женат, двое детей.
Сергей Владимирович Веселов
50 лет, депутат поселкового собрания посёлка Разумное (на главном фото справа). Прославился в ноябре 2022-го, направив обращение Владимиру Путину: нужно, мол, создать «государственную единицу Русское государство со всеми вытекающими последствиями». В обоснование инициативы цитировал Конституцию, по которой государствообразующим языком является «русский, а не российский». Какие последствия, по мнению Сергея Владимировича, должны из политических преобразований вытекать, в прошении не уточнялось. Но в его серьёзности сомневаться не приходилось: ноябрь он по-старославянски именовал «груднем». Судя по тому, что мы до сих пор живём в Российской Федерации, президент идеей не проникся. Но в случае победы Веселова, глядишь, Белгород по росчерку пера вернётся в Белую Вежу или какой-нибудь Саркел. Родился депутат-славянофил в Александровском уезде, близ Романова-на-Мурмане… Тьфу. В Мурманской области, в пригороде регионального центра — в посёлке Мурмаши. Окончил Астраханский техинститут рыбной промышленности и хозяйства. Член КПРФ, но на выборы идёт самовыдвиженцем.
Максим Станиславович Малютин —
ещё один самовыдвиженец. 44 года. По открытым данным, у него бизнес: владеет фирмой по производству металлоконструкций, а в компании по добыче известняка является соучредителем и директором. Помимо этого Малютин состоит в народной дружине «Ополчение 31». Родился кандидат в Грозном, в нашем городе окончил Государственную технологическую академию стройматериалов. В 2021-м уже пытал счастья на выборах градоначальника — тогда его продвигало реготделение ЛДПР. Рассказывал журналистам, что девиз его программы «Экономика — для людей, а город — для жизни». Максим Станиславович смысл мудрости о разделении экономики, людей и города объяснил так: в случае успеха пополнять бюджет он намерен за счёт роста производства и вывода из тени зарплат, расходовать — на нужды жителей, а не на самолюбование. Малютин даже прошёл в финал. Но депутаты глубину мысли не постигли: он получил три голоса из 34.
Максим Анатольевич Алтухов —
50-летний коллега-журналист — стал новым фаворитом белгородских либерал-демократов: на выборы от лица партии местное отделение ЛДПР отправило его. Уроженец Оренбурга, по образованию историк. В журналистике Алтухов уже 30 лет, сейчас работает корреспондентом в белгородском сетевом издании Go31. Свой выход на политическую арену Максим Анатольевич объяснил на личной странице во «ВКонтакте»: «1 декабря — начало нового месяца, зимы и практически новой недели. Обычно многие планируют какие-то изменения в своей жизни. Я решил поучаствовать в конкурсе на должность мэра Белгорода от ЛДПР». Говорит, уже получает наказы от друзей. Впрочем, в его биографии это не первый политфортель: в прошлом году Алтухов зарегистрировался на выборы в Горсовет кандидатом в депутаты по одномандатному избирательному округу № 23. Но зажигательного репортажа из думского закулисья под рубрикой «испытано на себе» не получилось: не прошёл.
Андрей Олегович Гусев —
а вот об этом кандидате известно меньше всего. В Горсовете сообщают, что выдвинуло Гусева областное отделение «Коммунистической партии «Коммунисты России» (не путать с КПРФ — это разные коммунисты). В архивах региональной территориальной избирательной комиссии нашлась информация, что ему 41 год, в июле 2023-го он зарегистрировался для участия в выборах в депутаты Горсовета Белгорода по одномандатному избирательному округу № 8. На тот момент работал менеджером сбыта в одном из ИП, которое занимается торговлей. Но народным избранником Гусев не стал — теперь, видимо, решил взять выше.
Напомню, мэра Белгорода будут выбирать не горожане… Точнее, всего шесть горожан — членов конкурсной комиссии. Троих назначил губернатор Гладков: это зампредседателя областной Думы Любовь Киреева (она возглавляет комиссию), замруководителя администрации губернатора — начальник управления госслужбы и кадров Ирина Чурилова, начальник областного департамента внутренней политики Анна Овсянникова. Ещё троих членов жюри назначил Горсовет: председатель ассоциации «Совет муниципальных образований Белгородской области», Почётный гражданин Белгорода, экс-градоначальник и экс-спикер Облдумы Василий Потрясаев (он заместитель Киреевой), депутат Андрей Литвинов (его назначили секретарём комиссии), управляющий директор филиала ПАО «Квадра» — «Белгородская генерация» Михаил Чефранов. 6 декабря эти милые люди изучат документы кандидатов в мэры, 11-го оценят их программы развития города. Победителя из тех счастливчиков, кто выйдет в финал, тайным голосованием в январе выберут депутаты Горсовета, после чего с новым градоначальником заключат контракт до сентября 2028-го. Вот так — чинно и буднично.
Бороться, надо сказать, есть за что: я уже писал, что мэр претендует на получку около 177 тысяч рублей. А должность по факту техническая: быть проводником повестки, которую диктует область, которой, в свою очередь, повестку диктует Москва. Это называется жёсткая вертикаль власти, и мягче в ближайшее время она в России точно не станет. В Белгороде и области в нынешних условиях — в режиме ЧС федерального масштаба из-за военной спецоперации — тем более.
КСТАТИ
- Самым молодым мэром в истории России стал 21-летний студент Иван Булатников: в 2018-м жители глухого иркутского села Юголок избрали его главой муниципального образования. До выборов Иван ни разу не был в деревне, люди его в глаза не видели, но почему-то отдали голоса юному политдарованию. Селом Булатников руководит до сих пор.
- Кот по имени Стаббс 10 лет был почётным мэром местности Талкитна на Аляске. В 1997 году его кандидатуру в шутку выдвинула менеджер магазина, но за Стаббса проголосовали все 900 местных жителей. В 2012-м кота переизбрали, и городком он руководил до самой смерти — до июля 2017-го.
- Мусульманка Амра Бабич в октябре 2012-го стала первой в истории Европы «мэром в хиджабе»: 43-летнюю Амру избрали на пост главы города Високо в Боснии и Герцеговине.
«Главная задача — найти грань между мирной и военной повесткой»
Доктор политических наук, профессор Владимир Слатинов, подтвердил мою мысль о жёсткости властной вертикали ещё в августе, когда мы общались по поводу «выборов» мэра в соседнем Воронеже:
— В наших российских реалиях мэр крупного города — это оператор политики региона, точно так же, как и губернатор субъекта РФ — это оператор политики федерального центра, — объяснял Владимир Борисович. — А у градоначальника, избранного народом, больше легитимности и независимости, что не вписывается в политическую конструкцию с вертикалью власти. Чтобы вернулись прямые выборы мэров, должна измениться вся система управления в стране — с реальной децентрализацией функций и появлением автономных игроков. Пока об этом можно только рассуждать, хотя, как показывают опросы, большинство россиян за народное голосование.
Думаю, вы понимаете, почему слово «выборы» в кавычках. В том же Воронеже развязка интриги — а там заявились аж 15 кандидатов, среди которых два серьёзных конкурента — оказалась предсказуема: один из фаворитов сошёл с дистанции, второго назначили мэром. Очевидно, что решение об этом принимал даже не губернатор Александр Гусев. Но в Воронеже всё же было весело: кто-то жарко спорил с жюри, кто-то для эффекту нарядился в тюремную робу. У нас эксцессы едва ли возможны: немногочисленные претенденты — товарищи серьёзные, да и городу не до политического КВНа.
— Знаете, а я с вами не во всём согласен, — прерывает мои рассуждения Владимир Слатинов. — Пять кандидатов в мэры-назначенцы — оптимальное количество: практика других городов показывает, что обычно их так и бывает — в пределах семи (на выборах в 2021-м в Белгороде действительно было столько. — Авт.). Воронеж стал скорее исключением. Что касается характеров… Тут всё выдержано строго в рамках классического российского сценария непрямых выборов. На выборы мэра выдвигаются три группы людей. Есть один-два фаворита — в этой компании, очевидно, таким можно считать Валентина Демидова, которого при всей периодической критике губернатор Гладков всё же поддерживает. Вокруг него — несколько технических кандидатов — они, как правило, выдвигаются опять же по согласованию с областными властями. А третья группа — представители политических партий, яркие общественники, цель которых — привлечь внимание к своим персонам. Да, действительно, среди претендентов нет ярких эксцентричных персонажей. Белгород сейчас находится в сложной ситуации. Главе администрации приходится решать три блока непростых задач: военно-политические, антикризисные и задачи развития. Полагаю, это остановило ещё некоторых желающих себя пропиарить, а сама процедура пройдёт по политическим меркам довольно скучно. Я думаю, когда вернётся мирное время, картина на выборах мэра изменится, добавится красок и жизни. В нынешнем положении они неуместны.
А чего все в последний день прибежали регистрироваться? Нерешительные какие…
— Этот момент действительно вызывает улыбку, — усмехается Слатинов. — Почему так, сложно сказать. Но вот в Липецке, например, тоже была похожая ситуация, но там шли свои подковёрные процессы. А в Белгороде… Можно, конечно, пошутить, высказав предположение, что документы кандидатов собирались в одном месте — в региональном управлении внутренней политики. Но это, подчёркиваю, шутка. Может, не хватало духу до последнего момента — ответственность же большая.
Фаворитом вы пометили Демидова. А остальные — кто «техник», кто просто покрасоваться?
— Демидов — опытный политик и без одобрения вышестоящего руководства в облправительстве на такую самодеятельность, думаю, не решился бы. Что касается технических кандидатов и самопиарщиков, на мой взгляд, среди остальных претендентов их поровну — два на два. Скажу так, чтобы никого не обидеть: минимальное разнообразие по лекалам непрямых выборов соблюдено. Особенно хочу обратить внимание на кандидатов от политических партий. И в который раз отмечаю, как тонко областная власть держит нос по ветру. В списке есть претенденты от ЛДПР и «Коммунистов России», что отражает тренды, которые сейчас задаёт администрация президента страны, не жалуя ту же КПРФ, а продвигая её «политического двойника». А ЛДПР по некоторым общероссийским опросам якобы обгоняет КПРФ. Ряд политических экспертов даже считают, что либерал-демократы претендуют на роль «второй партии». И вот мы видим и «Коммунистов России», и ЛДПР на выборах мэра Белгорода. Думаю, без согласования с областной властью тоже не обошлось.
Главное, что предстоит решать будущему градоначальнику...
— Я уже обозначал три ключевые задачи, которые стоят сейчас перед руководством Белгорода: военно-политические, антикризисные и задачи развития. При этом я согласен с губернатором Гладковым, который, несмотря на сложную оперативную обстановку, поддерживает в том числе мирную повестку. И Валентин Демидов с подачи Гладкова её тоже поддерживает. Основное, с чем предстоит справиться мэру Белгорода, — слышать людей и уметь выдерживать тонкую грань между «миром» и «войной».
Читать все комментарии