В Белгороде есть школы, где дети на уроках получают массаж и занимаются стоя
В необычных классах занимаются по особой методике академика Базарного, главный принцип которого — раздельное обучение
В начале сентября в Белгород приезжал доктор медицинских наук, академик Владимир БАЗАРНЫЙ, разработавший особую методику обучения в 1 — 4-х классах, которая позволяет сохранить детям здоровье, интерес к учёбе и повысить успеваемость. В Белгороде по его методике занимаются 3,5 тысячи ребят в 25 школах. Академик приехал, чтобы оценить успехи своих последователей, которые в итоге оценил очень высоко.
Суть методики Владимира Базарного в том, чтобы гиперактивность детей, которая мешает им высидеть урок, использовать во благо учебного процесса. Так, на уроках разрешается ходить по классу, рассматривать стены и потолок, где развешаны обучающие плакаты. Согласно теории Базарного, это движение помогает детям легче переносить школьные нагрузки.
Американские учёные пришли к выводу, что школьники и студенты учатся лучше, если занимаются стоя — концентрация внимания достигает максимума. К тому же, занимаясь стоя, дети сжигают на 15% больше калорий, а если ребёнок страдает ожирением — то на 25%.
Первыми в Белгороде эту методику начали использовать в школе № 49 в 2008 году. Вот уже девять лет здесь девочек на уроках никто не дёргает за косички, потому что мальчики учатся отдельно.
— Девочки обучаются быстрее. У них больше развито левое полушарие и эмоциональный интеллект, а у мальчиков — правое полушарие и абстрактное мышление. Эта методика поможет сократить разницу в темпах развития детей, — говорит Владимир Базарный.
— Девочки быстрее запоминают и схватывают новое. А мальчики в этом возрасте по развитию отстают от них года на два, и потому им труднее даётся учеба. Раздельно-параллельное образование раскрепощает детей, они не стесняются отвечать у доски, — соглашается с академиков учитель начальных классов школы №49 Елена Суркова.
А директор школы Ирина ЛАМАНОВА говорит, что и успеваемость детей выросла после того, как мальчиков и девочек поделили.
Школьники стали лучше воспринимать информацию и вести себя дисциплинированно, — говорит Ирина Николаевна. — Отличников в раздельно-параллельных классах значительно больше. Из 25 девочек восемь учатся на «отлично», а из 25 мальчиков — пять отличников. В смешанных классах этот показатель в два раза меньше. Но у нас только на уроках дети разделены, а на переменках и общешкольных мероприятиях они играют вместе и свободно общаются.
Если вы хотите отдать ребёнка в школу, где преподают по методике Базарного, — их список можно узнать в управлении образования Белгорода по тел. 32-26-14, 32-68-95. Заявки на поступление в первый класс от прикреплённых к школе, принимаются с 1 апреля до 30 июня, с 1 июля — от всех остальных.
Программа у школьников одинаковая. Процесс спланирован так, чтобы дети проводили время вместе вне уроков, в том числе на продлёнке.
— Отношения между мальчиками и девочками у нас в классе очень дружеские, мальчики подают руку девочкам, приносят им стулья, — продолжает Елена Суркова. — Раздельное обучение позволяет воспитывать ребят настоящими мужчинами.
— Мы хотим учиться с девочками, потому что мы их любим, но нам не разрешают, — почти единогласно признались корреспондентам «Житья» ученики 3 «Б» класса. И лишь Клим Кочеров решительно заявил, что учиться в одном классе с девочками он не хочет, потому что стесняется их.
А вот девочки не хотят учиться с мальчиками, их нынешнее положение вполне устраивает. Атмосфера в классах отличается. В классе у девочек на партах аккуратно сложены учебники, на головах у них бантики. А у мальчиков учебник в одной стороне, тетрадь в другой, шумят, рубашки не заправлены.
— Родители, когда оформляют ребёнка в первый класс, знают, что в нашей школе есть раздельные классы, — говорит директор школы Ирина Ламанова. — Но если кто-то из них не захочет отдать ребёнка в такой класс, то мы предоставляем возможность учиться в смешанном классе. Из шести классов только два у нас обучаются по раздельной методике.
Есть ещё один нюанс — дети в этих классах учатся, стоя за конторками, которые представляют собой высокий стол с наклонной регулируемой под рост ребёнка рабочей поверхностью. С её помощью в учебный процесс вводится режим динамических поз.
— Я выпустила уже два класса, которые обучались по методике Владимира Филипповича. Сначала детям было трудно стоять, а потом, наоборот, очередь занимали, чтобы заниматься за конторками, — рассказала «Житью» учитель Тамара Зайцева.
За конторкой школьники проводят часть урока, а потом садятся за парты. В какие-то моменты, они разуваются и становятся на массажные коврики. Такой режим помогает бороться с близорукостью и сколиозом. Это подтверждает исследование учёных из НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков научного Центра здоровья детей РАМН, после которого Минздрав выдал разрешения на использование данной технологии.
— Дети в начальных классах гиперактивные, а методика динамичных поз позволяет им выплёскивать энергию в нужное русло, — рассказала учитель 3 «А» класса Елена Юрченко. — Каждые 10 — 15 минут ребята по очереди стоят за конторками, некоторые школьники готовы все уроки проводить стоя. Если ребёнку трудно стоять, он спокойно может сесть за парту.
Педагогическая усидчивость — так академик Базарный называет сидение за партой, вызывает патологии, которые сложно вылечить. Его беспокоит, что дети часами находятся в закрепощённой позе, что приводит к болезням позвоночника, сердечно-сосудистой и нервной систем.
Мне нравится стоять за конторками, я совсем не устаю, и так интереснее проходит урок, — соглашается с академиков ученица 3 «А» класса Елизавета Свинцова.
Всё оборудование: конторки, тренажеры, массажные коврики покупались за счёт школы и родителей, которые были не против эксперимента.
— После детского садика дети пришли в первый класс уже со сколиозом и плоскостопием и попали в спецгруппу по физкультуре, — говорит Ирина Ламанова. — Спустя год количество детей, обучающиеся по методике учёного, в спецгруппе уменьшилось со 130 до 105 человек.
Сохранить зрение помогают тренажеры для глаз на потолке, похожие на футбольное поле. Дети встают из-за парт, поднимают голову вверх и «двигаются по полю».
У школьников не обычные ручки, а перьевые. Их используют по рекомендации того же академика. Это отнимает больше времени на занятиях, но позволяет детям писать медленно, вдумчиво и красиво.
— С первого класса дети пишут перьевыми ручками. Это происходит не сразу, сначала они пишут карандашами, — рассказала учитель Татьяна Суркова.
Эксперимент по системе Базарного в этой школе не закончился на начальных классах. Здесь обучение в раздельно-параллельных классах продолжили и в среднем звене. Результат — все мальчики занимаются в спортивных секциях, подтянуты и на голову выше сверстников, а все девочки имеют какие-либо творческие увлечения. И главное, у них со здоровьем дела обстоят куда лучше, что у многих сверстников из обычных классов.
Мнение эксперта
Алла КОВАЛЕВСКАЯ, психолог:
— Ребёнку важно научиться понимать представителей другого пола, среди которых он будет жить, когда вырастет. Раздельное обучение способствует формированию положительной и адекватной самооценки. Когда мальчики учатся отдельно от девочек, педагоги могут выработать специфические приёмы, которые будут наиболее эффективны с каждым полом в отдельности. Следовательно, результаты успеваемости будут выше. Вместе с тем, следует учитывать, как это может сказаться на формировании целостной личности человека. Разделив детей по разным классам, мы можем не раскрыть всех возможностей, которые человеку дала природа, рискуя эксплуатировать только один тип мышления.
Справка:
Владимир Базарный — российский учёный, врач и педагог-новатор, доктор медицинских наук, академик Российской академии творческой педагогики.
В 1966 году окончил Красноярский государственный мединститут по специальности врача-офтальмолога. Работал хирургом, заведующим отделением в краевой детской офтальмологической больнице. Сделал более 6 тысяч операций. Хирург высшей квалификации. В 2003 году награжден золотой медалью ВВЦ за разработку и внедрение здоровьеразвивающих технологий в образовательных учреждениях. Автор 8 книг, монографий и более 100 научных и публицистических статей. В настоящее время является научным руководителем Российского Союза за здоровое развитие детей.
Читать все комментарии