Под крышей дома моего

Белгородская область одна из первых в стране реализует проект превращения детских домов в учреждения семейного типа

17.09.2016 01:00
МОЁ! Online
0

Читать все комментарии

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

Читайте «МОЁ! Белгород» в

В прошлом году правительство РФ приняло постановление, по которому в стране должна была произойти коренная реформа системы детских домов. Смысл изменений в том, чтобы дети, оставшиеся по каким-либо причинам без родителей, воспитывались в условиях, приближенных к семейным. Теперь нет огромных групп, состоящих из ровесников. Это «семьи» по 7 — 9 человек, где собраны ребята разных возрастов. Кровных братьев и сестёр теперь ни в коем случае не разделяют, они растут вместе. Членов такой семейной группы подбирают психологи и педагоги. Помещения, где живут ребята, отныне не похожи на казармы. Это почти отдельная квартира. Понятие общих вещей теперь искореняют. У детей формируют чёткое представление о том, как живут обычные семьи.

В Белгородской области детских домов давно нет. Все они стали центрами развития и социализации ребёнка, а переход на систему «семейных» детдомов у нас идёт 10 лет.

— Наши детские дома достигли золотого стандарта, когда в них живут не более 40 человек, — рассказал директор НОУ «Разуменский детский дом» Андрей НЕГОМОДЗЯНОВ. — Наши педагоги видят настроение каждого воспитанника, чем он живёт, о чём беспокоится. Но таких домов, как наш, в России всего 12%.

В области работают семь организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые относятся к системе соцзащиты населения, два из них негосударственные — это Прохоровский православный центр и Разуменский детский дом. Всего на попечении центров находятся 170 детей.

— У нас не было крупных детдомов, это давно уютные маленькие учреждения, — говорит замначальника областного управления социальной защиты населения Елена САВИНА. — Приоритетным является семейное устройство, ежегодно повышается число усыновлённых детей, сокращается число детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, работает школа приёмных родителей. Дети редко покидают область, у нас хватает усыновителей и опекунов. От сверстников из обычных семей сироты не оторваны — дошкольники посещают детсады, а школьники ходят в школу вместе с другими ребятами.

В Разуменский детский дом постояльцы попадают в основном из социально-реабилитационных центров, куда детей из неблагополучных семей определяют на время, чтобы вразумить родителей. Если ни полиция, ни соцзащита, ни опека, ничего не смогли добиться от взрослых — в детдом. Из Дома ребёнка поступило лишь четверо малышей, оттуда большая часть сразу уходит на усыновление, остаются детки с проблемами со здоровьем. В Разуменском доме всего 21 постоялец, 6 из них — круглые сироты, остальные 15 — социальные, чьи родители либо ограничены в правах, либо вовсе их лишены.

У каждой группы есть свой зал, спальни, туалет и ванная комната, посуду мальчики и девочки моют по очереди. Распорядок у воспитанников такой же, как у обычных детей. Они завтракают, собираются в школу, после занятий делают дома уроки, обедают, кто в секцию идёт, кто остаётся хозяйничать дома. Потом гуляют, общаются с друзьями, играют в компьютер.

За каждой группой закреплены постоянные воспитатели, которые работают круглосуточно.

— Жизнь показала, если мы помещаем ребёнка под гиперопеку, когда с ним постоянно помощник воспитателя, нянечка, воспитатель, которые боятся, что он нож возьмёт или лопату, — это плохо, — говорит Андрей Геннадьевич. — На выходе ребята не умеют ничего делать и к жизни не готовы.

Поэтому здесь ребята всё делают сами, кроме приготовления еды. Учаться готовить они уже в специальной учебной квартире, куда группа вместе с воспитателем переезжает на 2 — 3 месяца. Они покупают продукты, составляют меню, готовят еду, платят за комуслуги, спонсирует их учредитель дома ЖБК-1.

— Я здесь три года, — говорит Дина Маслова. — Уютно, чувствуешь себя как дома.

— С маленькими мы дружим, помогаем им, подсказываем, — вторит сестре Дана Маслова.

В Разуменском детдоме много усилий тратят на работу с детьми-инвалидами. Им выбивают квоты на операции (благодаря принятому закону Димы Яковлева это стало гораздо проще). И приёмные родители, заручившись поддержкой государства, уже не так боятся брать таких детей.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Для детей-сирот эта реформа полезна

— Безусловно, в учреждениях по семейному типу ребятам должно легче житься, они учатся заботиться друг о друге, — считает психолог Алла КОВАЛЕВСКАЯ. — Подобное моделирование семьи развивает ответственность, сплочённость, любовь к ближнему. Представьте, например, родителей 14-летней девочки лишили прав, а её отправили в детдом, где 100 человек, один директор и несколько воспитателей, которых могут менять. А тут она попадает в группу, где сможет найти старшего брата-защитника, сестру-подружку, с которыми будет всегда рядом, как в настоящей семье.

Подписывайтесь на «МОЁ! Белгород» в Яндекс.Новости и на наш канал в Дзене. Cледите за главными новостями Белгорода и области в Telegram-канале и в группе во «ВКонтакте».

Новости других СМИ