Бить или не бить?
Побои в семье перестанут считаться преступлением, если они не повлекли за собой тяжёлых последствий
В начале года парламент принял в первом чтении закон о декриминализации побоев, то есть вывел их из числа уголовных преступлений, если побои не повлекли тяжёлых последствий.
Сейчас в законе есть две статьи о побоях, за которые предусматривают как уголовное, так и административное наказание. Под побоями подразумеваются насильственные действия, повлекшие физическую боль, но не синяки, раны, травмы и прочий вред здоровью — насилие с последствиями квалифицируется уже как причинение телесных повреждений и наказывается уже другими статьями. Степень наказания за побои зависит от того, кого вы ударите. Если бьёшь близких, то это попадает под уголовную статью и за это грозят обязательные работы до 360 часов, исправительные работы на срок до года, ограничение свободы до 6 месяцев или до 2 лет лишения свободы. А вот за тумаки чужим людям, если они не были нанесены из хулиганских побуждений, а также по мотивам политической, национальной, расовой или религиозной ненависти, грозит лишь административное наказание — штраф от 5 до 30 тысяч рублей, арест до 15 суток или обязательные работы 120 часов.
В Белгородской области масса прецедентов, когда за избиение родственников наказывали строже, чем за насилие в отношении сожителей и посторонних лиц. Так, в июле 2016 года мужчина ударил падчерицу веником по бедру, за что получил 7 месяцев ограничения свободы. А в октябре в Старом Осколе мужчина жестоко избил сожительницу, ударил её головой о стол и уголовное дело прекратили за примирением сторон.
Сторонники декриминализации побоев стоят на том, что это перебор, когда люди могут попасть в тюрьму за шлепок. Закон поддерживают и противники ювенальной юстиции, уверенные, что подзатыльник не должен быть мотивом к изъятию ребёнка из семьи. А сейчас, когда побои в семье являются уголовным преступлением, это реально. Родители требуют оставить им право воспитывать детей шлепками и затрещинами.
— Ты не женился на девушке, лупишь её, а тебя будут штрафовать, а если дашь пощёчину жене — начнётся уголовное преследование. Зачем люди тогда будут жениться? — говорит председатель Белгородского отделения ВОО «Родительское всероссийское сопротивления» Владимир Молибога. — Тревожит и тенденция преследовать родителей за синяк у ребёнка. Преследование зачастую начинается с доноса соседей, которые находятся с ними в неприязненных отношениях. Вместо презумпции невиновности у родителей появилась презумпция виновности, семья стала местом повышенной опасности.
Интересно, что активисты считают семью местом повышенной опасности не потому, что там могут поставить синяк ребёнку, а потому, что за этот синяк кому-то придётся ответить.
Декриминализация побоев добавит проблем полицейским, которым, после того как избиение родственников стало уголовной статьёй, а произошло это лишь около года назад, стало проще бороться с домашними тиранами. Ведь если незнакомые друг другу люди после драки не побоятся написать заявление в полицию и наказание, пусть даже в виде штрафа, неотвратимо, то избитые жёны, дети часто находятся в зависимости от любителя махать кулаками и в полицию идти не могут и не хотят.
— Если раньше уголовная ответственность за побои в семье наступала после того, как потерпевшие обращались в суд в порядке частного обвинения, то сейчас сотрудники полиции уже сами без согласования с прокурором возбуждают уголовные дела, — пояснил замначальника отдела участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних УМВД России по Белгородской области Александр Плетников. — До вступления в силу закона об уголовной ответственности за побои в семье было возбуждено 200 уголовных дел, после вступления — в два раза больше. Борьба с домашними тиранами стала более эффективной.
А по мнению правозащитника Сергея Лежнева, насилие и жестокость не перестают таковыми быть от перемены жертвы и наказание должно быть одинаково суровым.
— Декриминализация побоев — это закон не шлепков, а ушлёпков. У Уголовного кодекса есть одно важное качество: он превентивно ограничивает человека от совершения противоправных действий. Одно дело, когда грозит штраф в полторы тысячи рублей, другое — когда могут посадить в тюрьму. Нужен полноценный закон о домашнем насилии. Следует ввести механизм охранного ордера, как в Белоруссии, где он показал хороший результат. По охранному ордеру насильник не имеет права приближаться к жертве. Нужно закрепить правило, что не жертва доказывает, что она жертва, а следственные органы. Ведь многие насильники, тираны угрожают жертвам, те пишут заявления, а потом забирают их из-за страха.
«Избитые дети учатся врать и не доверять родителям»
По словам психолога Аллы Ковалевской, исследования о показали, что телесные наказания вызывают только немедленное повиновение, но не воспитывают.
— Битьё, даже если это лёгкий шлепок, является унижением. Ребёнок — это личность с чувством собственного достоинства, а побои снижают его самооценку, лишают самоуважения, тем более что дети слабее и не могут постоять за себя. Ребёнок усваивает урок: прав тот, кто сильнее физически, а не тот, кто умнее, честнее, добрее. О каком воспитании моральных качеств тут может идти речь? Человек обладает интеллектом и в состоянии понять, почему нельзя совершать те или иные действия, нужно только уметь объяснить ему, а не заниматься рукоприкладством. Ребёнок запомнит, что родителям просто не нужно попадаться, чтобы не получить шлепков.
Читать все комментарии