За проезд будем платить картами
В Белгороде автобусы переведут на безналичную оплату проезда, что может привести к заторам на остановках
Общественный транспорт в Белгороде весной ждут перемены. Одно из нововведений коснётся оплаты проезда. Сейчас белгородцы платят напрямую водителю, но скоро появится альтернативный вариант — рассчитываться пассажиры будут банковскими картами с помощью платёжных терминалов.
«Водители не будут воровать, а автобусы — опаздывать»
Безналичная система оплаты проезда уже используется в 28 городах России. В белгородском транспорте первые терминалы должны появиться во второй половине марта — Сбербанк и МУП «Городской пассажирский транспорт» уже подписали соответствующий договор. Первый безналичный маршрут появится на проспекте Богдана Хмельницкого (номер сейчас уточняется).
В безналичной системе оплаты проезда немало преимуществ.
— Отвлекаясь на расчёты с пассажиром, водитель создаёт аварийную обстановку, — отметил начальник управления информационных технологий и связи администрации губернатора Евгений Мирошников. — Оплата производится при выходе, что существенно увеличивает время нахождения автобуса на каждой остановке.
Есть в безналичной оплате и другие преимущества: выручка попадёт на счёт перевозчика, а не водителю, который может положить деньги себе в карман. К тому же таким образом можно точно посчитать количество пассажиров в транспорте — а эти цифры помогут оптимизировать транспортную систему города.
Губкинский опыт не поможет
В июне 2016 года терминалы оплаты проезда установили в транспорте Губкина — этот эксперимент должен был показать, имеет ли система смысл. При этом вышло постановление губернатора, в котором было рекомендовано на 25% снизить стоимость проезда в транспорте для пассажиров, которые расплачиваются по безналу.
Правда, когда корреспонденты «Житья» обратились к губкинским чиновникам за пояснениями, насколько эффективной оказалась такая система, те не дали внятного ответа. Известно лишь, что тестируемые терминалы в Губкине были мобильными — такие же стоят на кассах в магазинах, в автоубсах они находились рядом с кабиной водителя, и проезд в них оплачивался на выходе.
— Мы тестировали терминалы, но сама система безналичной оплаты проезда у нас не внедрялась, так что какие-либо выводы делать рано, — сообщил начальник отдела транспорта, связи и телекоммуникаций администрации Губкинского городского округа Дмитрий Лазебный. — Когда её опробуют в Белгороде и выяснится, насколько она эффективна, мы будем её внедрять.
Возможно, нам будет полезен опыт соседнего Воронежа, где с 1 марта в 14 троллейбусах ввели оплату проезда банковскими картами. Когда в терминал ставишь карточку, с неё списывается стоимость проезда, пассажир получает чек. Вводить пин-код не нужно, достаточно нажать зелёную кнопку на терминале. При этом расплатиться за проезд можно и по старинке, наличными, вот только стоит это дороже: 15 рублей, тогда как по карте — 13. Сразу появились недовольные новой системой — картами не умеют пользоваться многие пенсионеры, у детей их вовсе нет, так что экономят только самые продвинутые. Ко всему прочему не все пассажиры могут быстро управляться с картами, так что народ дольше толпится у выхода. В итоге через два дня терминалы сняли. Сейчас опыт их использования анализируют специалисты.
Диспетчеры заставят не опаздывать
Судя по жалобам белгородцев, сейчас их больше волнует не то, как оплатить проезд, а как вообще куда-нибудь уехать.
— Сбои графиков общественного транспорта возникают из-за ограниченной пропускной способности улично-дорожной сети и большого количества легкового транспорта, — заявил мэр Белгорода Константин Полежаев. — К водителям, которые нарушают график, применяются меры вплоть до увольнения. Но пока за соблюдением графика представители перевозчиков следят сами с помощью ГЛОНАСС. Сейчас создаётся единая диспетчерская городская служба, которая будет регулировать пассажирские перевозки.
Единая диспетчерская служба представляет собой центр мониторинга транспорта, оснащённого ГЛОНАСС, системой видеонаблюдения и контроля трафика, охватывающей дороги, остановки, места массового скопления людей. Диспетчер будет отслеживать выход транспорта на маршрут, соблюдение графика и скоростного режима, расход топлива. Горожане смогут скачать приложение на телефон и следить через него за транспортом, а также жаловаться на недостатки в его работе в диспетчерскую.
«Автобусам нужны не терминалы, а видеокамеры»
Эксперты сомневаются в том, что безналичная система оплаты поможет транспорту приходить вовремя. Скорее наоборот — создаст пробки.
— Оплата по безналу подходит тем городам, где большое расстояние между остановками и широкие магистрали, а к таковым Белгород не относится, — говорит председатель Союза автомобилистов Белогорья Леонид Каплий. — В Москве, где уже давно действует безналичная система оплаты и где пассажиры оплачивают картой проезд при входе, у остановок часто возникают заторы, поскольку требуется немало времени, чтобы все оплатили проезд и вошли в автобус. Иногда с картами случается сбой, что ещё больше тормозит движение. А ведь у нас у нас расстояние между остановками короче, чем в столице, и многие дороги узкие, как, например, Садовая и Костюкова. Пока один автобус пассажиров выпустит, приедет второй, третий, четвёртый. В часы пик на дорогах будет коллапс. Для того чтобы контролировать пассажиропоток и не давать водителю воровать деньги, нужно установить в транспорте видеокамеры, а не терминалы.
Как работает безналичная оплата проезда в разных городах?
* В Москве существует единая электронная транспортная карта, которая действует в любом виде транспорта. Ей можно использовать в разных режимах. Например, безлимит на сутки стоит 200 рублей — на эти деньги 24 часа можно пользоваться любым транспортом неограниченное число раз. Можно пользоваться разным транспортом в течение 1,5 часа — это обойдётся в 50 рублей.
* В Ставрополе терминалы находятся у кондукторов — пассажиры сканируют карты и получают билеты. Проехать зайцем не получится.
* В Челябинске цена проезда зависит от суммы на карте. Если пополнить её на 500 рублей, он стоит 14 рублей, положишь 1 000 — 13 рублей, более 1 000 — 12.
Читать все комментарии