Врачам запретили прописывать «Но-шпу»
С 1 июля закон запрещает докторам рекомендовать пациентам лекарственные бренды, они могут назначить только действующее вещество
Новый приказ Минздрава РФ теперь предписывает именно такую форму выписки лекарств — по международному непатентованному названию (МНН), а не по названию торговой марки. То есть вместо «Нурофена» будет указан ибупрофен — название основного действующего вещества, а вместо, скажем, «Фервекса» — известный ещё нашим бабушкам парацетамол.
Новую систему первыми испытали льготники
В Минздраве считают, что нововведение поможет исключить выписку пациентам определённых препаратов по договорённости врача с фармацевтической компанией. С подобной инициативой не раз выступали и антимонопольщики. По словам начальника Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России Тимофея НИЖЕГОРОДЦЕВА, на рынке существует большой спектр лекарств с одним и тем же действующим веществом, но по разным ценам, и врач, который прописывает пациенту определённый препарат, по факту лишает его возможности лечиться более дешёвым лекарством.
Новую систему выписки препаратов по действующему веществу уже испытали на себе и федеральные льготники (ветераны войны и боевых действий, инвалиды, бывшие несовершеннолетние узники фашизма, лица, подвергшиеся воздействию радиации), и региональные (люди, страдающие туберкулёзом, диабетом, гематологией, онкологией). Все они получают льготные лекарства, которые приобретаются посредством госзакупок. Эти же препараты используют в больницах.
С августа действуют поправки в закон о госзакупках, по которым объявлять
торги на лекарства можно, только указывая международное название, а не торговую
марку.
В таких торгах выигрывают те производители лекарств, кто предложит
препарат по более выгодной цене. В основном это не оригинальные препараты, а
дженерики — лекарства, имеющие в составе такую же, как в оригинале, формулу
активного вещества, но разные дополнительные наполнители. При этом дженерики
могут быть в разы дешевле оригинала.
— Существуют такие автомобили, как «Жигули» и «Волги», но все предпочитают ездить на «Тойотах». Примерно такая же разница между дженериками и оригинальными лекарствами, — объясняет зам. главного врача по медицинской части ОГБУЗ «Белгородский онкологический диспансер» Игорь ХАМИКОЕВ. — Но мы обязаны использовать те препараты, которые выиграли на аукционе.
По словам Игоря Викторовича, с доктора спрашивают результат лечения, поэтому он должен иметь возможность выписать препарат, который реально вылечит. А нововведение загнало врачей в угол.
Пациенты говорят, что от дешёвых лекарств у них больше побочных эффектов.
Некоторые признаются, что когда на аукционе выигрывает не тот препарат, к которому они привыкли и который помогает, то они покупают нужное лекарство сами, здоровье важнее экономии.
«Пациент потом обвинит врача»
В управлении здравоохранения Белгородской области отказались рассказывать, как они относятся к нововведению, потребовав запрос. А вот врачи поликлиник откровенно признаются, что теперь готовятся к буре возмущений от пациентов.
— Действующее вещество в рецепте не заменит названия лекарства. Каждый доктор на своём опыте знает, что разные препараты с одним МНН могут сильно отличаться, — говорит терапевт Ирина ВАСИЛЬЕВА. — И если пациент купит не то и не вылечится, то обвинять он придёт врача, который и хотел бы помочь, но не может сделать это, не нарушив закона.
И если изучить глубины Интернета перед походом в аптеку нет возможности, то остаётся только надеяться на честность фармацевта.
— Фармацевты по закону не могут советовать покупателю определённый препарат, — рассказала зам. директора по фармацевтической работе одной из аптечных сетей Ирина АВДЕЕВА. — Они должны предложить клиенту несколько лекарств, не акцентируя внимания на качестве какого-то из них. Хотя эффективность лечения от этого может пострадать, потому что, даже изучив упаковки и инструкции, человеку без образования трудно выбрать лучший вариант.
Корреспонденты «Житья» решили проверить, так ли честны аптекари. Но только в двух аптеках нам предложили на выбор несколько лекарств. В остальных пытались всучить самый дорогой препарат.
Впрочем, впадать в панику и начинать штудировать фармацевтические справочники белгородцам не стоит. Врачи обязаны в рецепте писать действующее вещество, а на словах, как прежде, будут советовать определённый препарат. Но тогда для чего всё это затевалось, непонятно.
КСТАТИ
Отличие оригинальных лекарств и дженериков
На разработку оригинального лекарственного препарата тратится очень много времени и денег. Оно проходит серьёзные испытания, в ходе которых подтверждается его эффективность и безопасность, на разработки может уйти от 5 до 10 лет. Потом лекарство патентуют, то есть только производитель может выпускать препарат с таким действующим веществом. Но патент действует от 10 до 20 лет. По истечении срока его действия воспроизвести лекарство, используя то же самое вещество, может другой производитель, естественно, уже под другим торговым названием. В итоге аналог получается гораздо дешевле, он в отличие от оригинала проходит минимальные испытания и идёт в продажу. Вот только первый производитель не сообщает «последователям» ни вспомогательные вещества, присутствующие в лекарстве, ни технологию его производства. Поэтому отношение к дженерикам неоднозначное. Полными аналогами их считать нельзя. Впрочем, в связи с нововведениями в России планируется масштабная ревизия фармацевтического рынка. Это прописано в стратегии лекарственного обеспечения населения РФ до 2025 года, одобренной правительством. Будет пересмотрен весь спектр лекарственных препаратов — оригинальных и их аналогов. Те из них, которые были зарегистрированы на основе ограниченных клинических исследований, без серьёзной доказательной базы их эффективности, будут с рынка выведены.
Читать все комментарии