Скорую помощь отдадут в частные руки
Перевозку больных при оказании неотложной помощи решили возложить на предпринимателей
Президент РФ Владимир Путин поручил Минздраву рассмотреть вопрос о передаче функций перевозок при оказании скорой медицинской помощи негосударственным компаниям. 10 июня министерство должно отчитаться об итогах эксперимента о передаче неотложки в частные руки, который уже проходит в ряде регионов.
«Ситуация со скорой аховая»
На белгородской станции скорой помощи перспективу работы с частниками пока не комментируют — вопросов больше, чем ответов. Непонятно, как будет осуществляться взаимодействие, кто и в каком объёме будет за это платить.
Как рассказали в Фонде обязательного медицинского страхования Белгородской области, согласно территориальным нормам оказания медпомощи есть норматив по количеству вызовов скорой: 300 на 1 тысячу населения в год. Количество автомобилей скорой при этом не оговаривается — главное, чтобы медики укладывались в эти показатели и успевали приехать вовремя. При вызове они должны доехать до пациента за 20 минут.
Медикам скорой помощи областного центра нужно обслуживать 116 тысяч вызовов в год, но они успевают больше — в прошлом году выезжали на вызовы 130 335 раз.
По словам заместителя главврача по медицинской части МБУЗ «Станция скорой медпомощи» Белгорода Светланы ОБОЛЕВИЧ, на станции имеется 33 укомплектованных автомобиля, из которых 12 — это иномарки. В штате 113 водителей, которые отрабатывают смену — день и ночь — и двое суток отдыхают.
— В день в среднем по 400 вызовов. В зимнее время бывает и 500, — рассказала Светлана Оболевич. — На материально-техническую базу не жалуемся. Проблемы в другом — например, во многих домах не пронумерованы подъезды, автомобилисты неорганизованно паркуются во дворах, из-за чего бывает сложно проехать. Но сейчас стало проще — устанавливают шлагбаумы, чтобы дворы были свободнее, и нас пропускают.
Куда хуже обстоят дела с неотложками в области.
— В Старом Осколе ситуация со скорой просто аховая. На станции всего 16 машин, из которых укомплектована только половина, — рассказала депутат областной Думы Анастасия БАЙБИКОВА. — Местные жители рассказывают, что приходится ждать неотложку минимум 40 минут. Зимой был случай, когда скорая в Старом Осколе ехала к пациенту 5 часов. Сами машины старые — у одной даже кардан отвалился, когда бригада ехала на вызов.
Мы обратились за комментариями в мэрию Старого Оскола. Но в приёмной главы сообщили, что спрашивать не с кого — управление здравоохранения в городе упразднено, как и в остальных районах области. Вопросы медицины теперь курирует областной департамент здравоохранения, где отказываются давать какие-либо объяснения без запроса. Судя по всему, отсутствие контроля на местах и привело к неразберихе.
Ты только лечи!
Эксперимент по коммерциализации работы неотложки проходит в Архангельской, Вологодской и Кировской областях, Пермском крае, Республике Марий Эл и Чувашии. Автомобили для перевозки больных станции скорой помощи предоставляют частные перевозчики. По мнению чиновников, это поможет сэкономить бюджетные деньги и время врачей. Все обязанности по покупке топлива и машин, их ремонту и зарплате водителей ложатся на перевозчика, медикам же можно будет сконцентрироваться на выполнении непосредственных обязанностей.
После того как главы регионов отчитаются об успехах или неуспехах проекта, будут сделаны выводы о работе частников на скорой на самом верху. Если схема покажется Минздраву целесообразной, то ведомство подготовит соответствующий закон, который будет оговаривать не только права и обязанности перевозчика, но и ответственность за нарушения.
К передаче скорой частным перевозчикам белгородские медики относятся скептически. Врачи высказали мысль, что, скорее всего, те машины, на которых они ездят, просто продадут частникам. А ещё автомобиль скорой должен быть правильно укомплектован, «а перевозчик Вася Пупкин вряд ли в этом разбирается», — эмоционально пояснили врачи.
Эксперимент даёт сбои
В Перми, где скорые обслуживают три перевозчика, обновили треть автомобилей неотложки, сэкономив бюджету 120 миллионов рублей. Система дала сбой, поставив под удар жизни сотен людей, когда в феврале сменился подрядчик и его машины не допустили до работы, так как у водителей не оказалось разрешений на управление машин со спецсигналами. Пациенты часами не могли дождаться скорой.
Казус случился и в Волгограде. Фирма, с которой был заключён договор, вместо 80 машин по контракту поставила всего 10, да и они не вышли на линию в срок, потому что не были укомплектованы медоборудованием. В итоге волгоградские власти через суд расторгли контракт с перевозчиком. А больные ждали врачей.
Есть и ещё один момент. С тех пор как неотложка перешла на финансирование ФОМС, бригада, прибывшая на вызов, требует от пациентов по возможности предъявить страховой полис — это нужно для того, чтобы им оплатили вызов и они получили зарплату. Стоит один вызов скорой в Белгороде 1 635 рублей. Но часто скорая приезжает на вызовы, за которые не получает ни копейки, например при ДТП или несчастном случае на улице у пострадавшего при себе не оказывается документов. Отказать в помощи медики государственной скорой не имеют права. А вот частные перевозчики руководствуются соображениями рентабельности.
Эксперты сравнивают передачу скорой частникам с приватизацией. Так, когда-то государственный транспорт заменили частными маршрутками. Автобусов стало больше, вот только перевозчики работают так, как им выгодно, — в некоторые районы города транспорт практически перестал ходить. Не откажется ли владелец машин скорой помощи посылать свои автомобили по бездорожью к пациентам на окраине города?
Число вызовов скорой помощи ограничат
В связи с нехваткой средств в государственном здравоохранении Минфин предложил свести к минимуму число бесплатных вызовов скорой помощи для экономии. Так, полностью бесплатным обслуживание должно остаться только для инвалидов, детей и пенсионеров, остальные смогут вызвать скорую за счёт бюджета только четыре раза в год. Кроме того, предложено штрафовать пациентов за ложные вызовы. В планах чиновников также бесплатное посещение врача на дому оставить только для детей и малоподвижных инвалидов. Все остальные должны самостоятельно идти на приём в поликлинику. Ограничено будет и количество бесплатных посещений терапевта и специалистов в поликлинике 8 — 10 визитами.
Читать все комментарии