Экономика России с начала спецоперации уже «просела» в среднем на 10%
Такое влияние санкций США и Евросоюза признал на сегодняшнем заседании Совета Федерации вице-премьер Андрей Белоусов
Гостем сегодняшнего заседания верхней палаты парламента в рамках «Правительственного часа» стал первый заместитель председателя правительства России Андрей Белоусов. Своё выступление он ожидаемо посвятил положению дел в экономике в связи с санкциями. Андрей Белоусов поделился с сенаторами информацией, которую руководство страны получает первым. Новости оказались неутешительными.
«Один из главных на сегодня рисков — просадка экономики из-за логистических ограничений с одной стороны и недостатка ликвидности в экономике с другой, — рассказал вице-премьер. — Данные опросов руководителей системообразующих предприятий показывают, что эта просадка, к сожалению, уже началась. Хотя она пока не затронула рынка труда. Так, в промышленности и торговле снижение объёмов производства составило порядка 11%, в других секторах 9 — 10%».
Андрей Белоусов не назвал сроки для сравнения. Но так как речь шла о санкциях, вероятно, подразумевалось изменение ситуации в экономике с конца февраля. Напомним, первые серьёзные санкции в отношении России США и страны Евросоюза начали вводить через два дня после начала военной спецоперации на Украине.
По словам Белоусова, цель санкций — «буквально вырвать Россию из мирохозяйственных связей, запустив тем самым процессы деградации и распада нашей экономической системы».
Насколько действенными окажутся санкции в дальней перспективе, нам ещё предстоит узнать. У мартовского и апрельского же повышения цен, по мнению Андрея Белоусова, было две причины — сокращение поставок товаров, на которое наложился ажиотажный спрос.
«Правительство сделало всё возможное, чтобы эта волна была как можно короче, — считает вице-премьер. — Всё же в течение первых трёх недель после ввода санкций цены росли в среднем на 2% в неделю. Затем их рост стал замедляться, сейчас он составляет 0,66% в неделю. Всего с начала санкций потребительские цены выросли в среднем на 10%. Однако на сахар и на так называемый «борщевой набор» — на 50 — 60%. На непродовольственные товары, где высока доля импорта, — на 16%».
Добавим от себя, что некоторые из этих цифр, особенно последняя, не очень согласуются с тем, что мы сами наблюдаем в магазинах.
Андрей Белоусов рассказал сенаторам о тех мерах, которые правительство уже приняло и планирует предпринять, чтобы не допустить резкой просадки экономики. Ряд мер можно отнести к оперативным. Для смягчения нынешних шоков от санкций и стабилизации товарного рынка, например, был запрещён вывоз за рубеж отдельных видов сельхозпродукции. Ещё одна мера, которую предприняли почти немедленно, это максимальное смягчение регуляторных правил. «Отменены все плановые и внеплановые проверки за исключением случаев причинения вреда жизни и здоровью граждан, — рассказал вице-премьер. — Это более 216 тысяч проверок. В сравнении с прошлым годом количество проверок сократилось в 30 раз. Автоматически продлены более 120 видов лицензий. На год продлён срок действия 25 тысяч сертификатов и более 330 тысяч деклараций».
На длинной дистанции правительство предлагает несколько мер.
«Во-первых, расширены и максимально ускорены поступления в экономику денег по каналам государственного бюджета, — рассказал Андрей Белоусов. — Расходы федерального бюджета в первом квартале выросли по сравнению с прошлым годом на 20%. Увеличено авансирование госконтрактов с 30% до 50% от начальной цены без казначейского сопровождения и до 90% с казначейским сопровождением. Планируется сократить срок оплаты госконтрактов с 30 до 5 — 7 дней. До конца текущего года предусмотрено право субъектов федерации принимать решение по единственным поставщикам, в том числе, и для муниципальных закупок. Во-вторых, стартовал целый ряд кредитных программ с субсидируемыми ставками. Объём кредитного портфеля составит 1,3 триллиона рублей».
Читать все комментарии