Что за комиссия, создатель?
Анатолий Шелест отсудил у банка комиссию за кредит, который он взял три года назад
В декабре 2009 года Анатолий Андреевич решил оформить кредит в Сбербанке и сделать себе подарок на Новый год — купить автомобиль.
— Условия кредитного договора меня в принципе устроили, — говорит Анатолий
Шелест. — Правда, сначала говорили, что будет около 7%, но, когда я уже пришёл
оформлять документы, оказалось, что в договоре процентная ставка составляла
9,17% годовых.
И на эти условия Анатолий Андреевич согласился: 289 тысяч
рублей он брал на три года, ежемесячный платёж составлял почти 10 тысяч.
— Какие-то лишние деньги с меня потребовали выплатить сразу, — продолжает заёмщик. — В договоре платёж в 8 670 рублей был обозначен как единовременный тариф за выдачу кредита. Я их заплатил. Только спустя несколько месяцев прочитал в газете, что никаких комиссий платить не должен был.
Разбираясь в ситуации, Анатолий Андреевич выяснил, что после решения арбитражного суда о незаконности комиссионных сборов в свет вышло постановление, которое уже на бумаге закрепило эту норму. Официально документ был опубликован на сайте Высшего арбитражного суда 30 декабря 2009 года. В нём говорилось, что условие договора о том, что кредитор за открытие ссудного счёта взимает плату, не основано на законе и является нарушением прав потребителя.
— Тогда я отправил в банк претензию с требованием вернуть комиссию — 8 670 рублей, — продолжает Анатолий Шелест. — В возврате денег мне отказали, мотивируя это письмом ЦБ РФ, которое разрешает банкам брать комиссии, а также истёкшим сроком давности по моему делу, который, по мнению банка, составляет один год.
Юристы с этим не согласны.
— Исковая давность один год применяется для оспаривания сделок, —
комментирует юрист Геннадий Трубцов. — А это не соответствует действительности.
Согласно же статье 196 ГК РФ общий срок исковой давности определяется в три
года. Кроме того, есть статья 199 ГК РФ, которая гласит, что «Требования о
защите нарушенного права принимаются судом независимо от истечения срока исковой
давности». Последнее слово, конечно, за судом, но практика показывает, что он
зачастую становится на сторону заёмщиков, которые пытаются вернуть комиссию.
Ведь по закону оплата комиссии ущемляет права потребителя. Эта услуга
потребителю навязана. Кроме того, аргумент, что все пункты были в договоре и
заёмщик его добровольно подписал, не принимается: потребитель не обладает
специальными познаниями в данной области и, подписывая договор, не может оценить
всех его тонкостей, нюансов и положений.
В конце прошлого года Анатолий
Шелест отправился в суд. Дело рассматривал мировой судья, но пойти на мировую с
клиентом банк не захотел. 10 января состоялось ещё одно заседание, в ходе
которого иск Шелеста были удовлетворён. Банк обязали вернуть незаконно взятую
комиссию в размере 8 670 рублей.
— Кроме того, я требовал компенсацию морального вреда 50 тысяч рублей, — продолжает Шелест. — Эти требования суд удовлетворил не в полном объёме, банк обязали выплатить 5 тысяч.
Стоит отметить, что комиссии за выдачу кредита и раньше не были оговорены законом, просто в 2009 году Высший арбитражный суд разрешил все сомнения по этому поводу, чётко сформулировав, что такие выплаты банку незаконны. Поэтому потребовать возврата выплаченных ранее комиссий могут и те заёмщики, которые взяли кредиты до выхода в свет вышеозначенного постановления.
СПРАВКА
«ЖИТЬЯ»
Как вернуть свои деньги
Чтобы наверняка отстоять свои права, обратитесь в Роспотребнадзор. Здесь работают юристы, которые проконсультируют вас, помогут составить иск и будут оказывать поддержку в ходе процесса.
Можно действовать самостоятельно. Для этого необходимо составить претензию в адрес банка в двух экземплярах — один вы отдадите банку, другой оставите себе после того, как представитель учреждения сделает на нём пометку о получении претензии. В течение десяти рабочих дней банк обязан рассмотреть претензию и дать письменный ответ. В претензии и далее в иске нужно обязательно сослаться на следующие законы:
n В соответствии с ФЗ «О бухгалтерском учёте» банки относятся к субъектам публичной бухгалтерской отчётности, и, учитывая положения ст. 40 ФЗ «О банках и банковской деятельности», они обязаны вести бухгалтерский учёт в порядке, установленном Банком России. Из положения «О правилах ведения бухучёта в кредитных организациях, расположенных на территории РФ» (от 26.03.2007 № 302П) следует, что условием предоставления кредита является открытие и ведение банком ссудного счёта. Ссудные счета используются для отражения в балансе банка процесса образования и погашения долга. При этом обслуживание такого счёта — обязанность банка, но не перед заёмщиком, а перед Банком России. Соответственно, заёмщик за это платить не должен.
n Пункт 2 ст. 16 закона «О защите прав потребителей» запрещает обуславливать
приобретение одних услуг обязательным приобретением других. А действия банка по
обслуживанию ссудного счёта не являются самостоятельной банковской услугой, тем
более что указанный вид комиссии нормами Гражданского кодекса РФ, законом «О
банках и банковской деятельности», иными законами не предусмотрен.
n К тому
же оплата заёмщиком не оказываемых ему услуг и тех действий, в выполнении
которых нуждается не заёмщик, а банк, не соответствуют п.1 ст. 779, п.1 ст. 819
Гражданского кодекса РФ и ст. 37 закона «О защите прав потребителей».
В ТЕМУ
Говорите прямо
В конце 2011 года УФАС по Москве оштрафовало на миллион рублей один из столичных банков за нарушение закона о рекламе.
Антимонопольщикам не понравились слоганы организации — «Вклады: страшно высокий доход» и «Кредит — это не страшно».
В УФАС установили, что часть существенной для потребителей информации была напечатана на щитах мелким нечитаемым шрифтом, в результате чего граждане могли неверно понять предложение банка, решив, что оно более выгодно, чем есть на самом деле.
Стоит отметить, что такой крупный штраф для данных нарушений наказание совсем не рядовое. Просто в этом случае банк нарушал много и часто, поэтому антимонопольщики и обошлись с ним столь сурово. Чтобы неповадно было.
Татьяна ЧЕРНЫШЁВА.
Читать все комментарии