«Остаётся только милостыню просить»
Семья белгородки осталась без средств к существованию после того, как приставы арестовали пенсионный счёт её ребёнка-инвалида
В редакцию «Житья» обратилась белгородка Дина Егорова, которая попросила о помощи. Женщина живёт с мужем и сыном-инвалидом — семилетним Егором. У Дины есть долг за отопление — 50 тысяч рублей, за что были арестованы её счета. Однако помимо зарплатного счёта, куда ей перечисляют жалованье, арестовали и счёт, куда поступает пенсия по инвалидности ребёнка.
— Счета заблокировали 23 ноября. Я знаю, что карту, куда перечисляют пенсию на детей-инвалидов, не имеют права блокировать, — говорит Дина Егорова. — Я пошла к приставам разбираться. Меня попросили предоставить справку из Пенсионного фонда о том, что мой сын — инвалид детства. Справку я приставам принесла, и мне пообещали, что через пять дней карта ребёнка будет разблокирована.
Дина Валерьевна ждала даже больше, так как пенсию сына — 18 тысяч рублей — должны были перечислить 29 ноября. Однако снять деньги она не смогла: счёт по-прежнему был арестован.
— Я не знаю, что делать и как жить. Хоть милостыню проси. Моя карта, куда перечисляют зарплату 12 тысяч рублей, тоже арестована, — говорит Дина Егорова. — Муж не работает — присматривает за сыном и получает пособие по уходу за ребёнком-инвалидом — это копейки, раньше он был таксистом. Мы с мужем договорились, что с Егором будет сидеть он, так как мне осталось три года до пенсии. Работаю я уборщицей в Центре реабилитации инвалидов.
У сына Дины Егора диагноз «аутизм». Далеко не всегда такого ребёнка можно отдать в детский сад или устроить в школу, он нуждается в постоянном уходе, в лекарствах.
— Сейчас доедаем те продукты, которые купили, пока деньги были, а дальше надежда на то, что сможем снять пенсию. Я выяснила, почему арест со счёта не сняли: в банке не было постановления о снятии ареста, — рассказывает Дина Валерьевна. — 8 декабря я добилась у приставов, чтобы мне выдали это постановление. Но в банке сказали, что снять деньги можно будет после 13 декабря. И никого не волнует, что будет есть мой сын всё это время.
Это не единственный подобный случай в Белгороде. В редакцию «Житья» уже обращались читатели, которые жаловались, что у них арестовывали «детские» счета, а также пенсии по инвалидности, что противоречит закону. Почему это происходит? Оказывается, пристав не проверяет, откуда деньги приходят на карту должника.
— Пристав направляет в банк постановление о розыске счетов должника и указывает, на какие нельзя накладывать арест, — пояснила пресс-секретарь областного УФССП Елена Кузнецова. — Контролировать назначение платежей по счёту должен банк и не списывать те деньги, которые нельзя. На карту могут поступать и пенсия, и переводы от частных лиц, только банк может контролировать, какие это деньги. Если на счёт поступила пенсия ребёнка, алименты — арест не накладывается, если перевод от частного лица — накладывается.
Получается, что арест должны накладывать не на всю карту должника, а на выборочные платежи. Но это слишком скрупулёзная работа, требующая времени и усилий, куда проще заблокировать сразу всё. Из пенсии ребёнка уже списали 5 000 рублей в счёт долга, и эти деньги вернуть мать Егора сможет через суд.
Какие счета нельзя арестовывать
— В соответствии с Гражданским кодексом, не могут быть арестованы социальные счета — пенсии, алименты, социальные пособия, — говорит юрист Игорь Ломов. — Обращать взыскание можно на 50% зарплаты и других доходов должника, если есть исполнительные документы. Если счёт арестован, необходимо предоставить приставу справку, что на счёт поступает социальный платёж. Если деньги списали, нужно письменно обратиться к старшему приставу или в суд.
Читать все комментарии