Почему в корзине густо, а в кармане пусто?
Белгородчина входит в тройку регионов с самыми дешёвыми продуктами в стране, но это лидерство почему-то совсем не радует белгородцев
С начала года стоимость минимального набора продуктов по России выросла на 9,4% и составила 4 066 рублей. Сюда входят хлеб, макаронные изделия, крупы, картофель, овощи и бахчевые, фрукты, сахар и кондитерские изделия, мясные и рыбные продукты, молоко и молочные продукты, яйца, растительное масло, маргарин, соль, специи.
Самые дешёвые продукты, если верить данным Росстата, в Липецкой области — на них уходит 3 382 рубля в месяц, на Белгородчине жители региона могут прокормить себя на 3 409 рублей в месяц — это третий показатель в стране. В Москве и Санкт-Петербурге эти цифры в полтора с лишним раза выше — 5 010 и 4 937 рублей соответственно, но там и зарплата намного больше, чем у нас.
Так, если сегодня на Белгородчине средняя зарплата составляет 28,4 тысячи рублей, то в столице она равна 67,8 тысячи рублей, а в Санкт-Петербурге — 53,2 тысячи. И на эту зарплату москвичи и питерцы могут купить гораздо больше продуктов, которые стоят в этих двух столицах примерно столько же, а то и дешевле, чем в белгородских магазинах.
— Когда в Советском Союзе был дефицит продуктов, мы ходили с полным кошельком денег по магазинам в надежде купить колбасу, масло, которые в определённые часы в ограниченном количестве «выбрасывали» на прилавки, — рассказывает пенсионерка Наталья Бежко. — Сегодня продуктов хватает, только многие пенсионерам не по карману, вот и бегаем по супермаркетам, как зайцы, в поисках дешёвой еды, выискивая разные скидки и распродажи.
Торговые сети осознанно идут на субсидирование цен по некоторым категориям продуктов для привлечения покупателей. И за счёт больших объёмов продаж и маркетинга инфляция на полках крупнейших российских торговых сетей значительно ниже, чем общая официальная продовольственная инфляция.
— Сегодня многие покупатели, особенно пенсионеры и малоимущие слои населения, нацелены на поиск наиболее доступных продуктов и курсируют между магазинами в поисках лучшей цены, — говорит менеджер одного из белгородских гипермаркетов Александр Жулебов. — Мы идём им навстречу, стараясь делать больше скидок и акций, поскольку это выгодно и покупателям, и магазину, ведь, купив дешёвый товар по акции, человек наверняка приобретёт что-то ещё.
Однако позволить себе искать дешёвые продукты могут далеко не все — после тяжёлого рабочего дня белгородцы, как правило, покупают самое необходимое в магазине рядом с домом, а там цены намного выше тех, которые даёт официальная статистика.
— То, что мы занимаем третье место в России по дешевизне продуктов, не должно никого вводить в заблуждение, ведь все мы ходим в магазины и знаем, что почём, — говорит депутат белгородского районного Совета Александр Курчевский. — А то, что у нас цены ниже, чем в Воронеже, Москве или Питере, вряд ли сделает счастливой белгородскую пенсионерку, вынужденную на всём экономить и покупать самые низкокачественные продукты. Что же касается белгородских продуктов, то порой они стоят дешевле в других городах, чем у нас. Недавно я вернулся из Санкт-Петербурга, так там белгородские окорочка были на 10% дешевле, чем в наших магазинах.
По словам Александра Ивановича, России необходима настоящая конкуренция на продуктовом рынке, от которой выигрывают покупатели. У нас же иногородние производители присутствуют в очень ограниченном количестве, что позволяет местным предприятиям держать цены на довольно высоком уровне. Поэтому надо не радоваться третьему месту в России по дешевизне продуктов, когда считаются минимальные цены, а учитывать покупательскую способность населения. Тогда и статистика будет реально отражать ситуацию в том или ином регионе.
Росстат третью неделю подряд фиксирует в России дефляцию (снижение цен) на уровне 0,1 процента. В августе на снижение цен повлиял сезонный фактор. С появлением на прилавках овощей и фруктов нового урожая эта категория товаров подешевела в среднем на 3,8%. Заметнее всего снизились цены на капусту — 10,6%, картофель, лук, морковь и помидоры — на 6,1 — 9,4%.
В Белгородской области также отмечается снижение цен на свинину (кроме бескостного мяса), масло сливочное на 1%. Лук репчатый подешевел на 2%, помидоры свежие — на 5,2%, картофель — на 7,6%, морковь — на 11,1%, капуста белокочанная свежая — на 13,3%.
Однако продлится этот «ценопад» недолго, и, как только мы съедим свой урожай овощей и фруктов и к нам привезут импортные, цены на продукты снова поползут вверх. Это, кстати, подтвердил и Центральный банк России, который допустил скорый рост продовольственной инфляции из-за снижения урожая овощей и фруктов в этом году.
«В корзине то, на что мало кто позарится»
При расчёте стоимости минимального набора продуктов используются минимальные цены. И как правило, в подсчёт попадают низкокачественные продукты, которые покупают беднейшие слои населения. Большинство же обходит стороной гнилую картошку и пожухлые огурцы.
— Статистика имеет свою методологию, она не отличается в Белгороде или в Ямало-Ненецком округе, — пояснил директор Центра конъюнктурных исследований Высшей школы экономики Георгий Остапович. — Чиновники мониторят 500 продуктов, наиболее распространённых. Условно говоря, молоко, хлеб, масло. Наименований сотни тысяч, а они наблюдают всего за 500. Статистика изучает проблему для малодоходного и среднедоходного населения. Каждый покупает свой продукт в зависимости от своего дохода.
По данным Росстата, за чертой бедности на Белгородчине живут около 8,6% населения, а у 0,9% белгородцев не хватает денег даже на тот самый минимальный продуктовый набор.
Кормить будем заграницу
— Одной из тенденций рынков свиноводства и птицеводства стало объединение активов и уход неэффективных предприятий, — говорит экономист Андрей КНЯЗЕВ. — Относительная стабилизация экономической ситуации в стране и снижение инфляции повысили доступность мясных продуктов и увеличили их потребление. Но это привело к тому, что крупные производители мяса сбавили обороты. Сегодня белгородские производители мяса нацелены на поставки за рубеж — в Китай, Гонконг, Сингапур. Можно прогнозировать дальнейший рост экспортной ориентации.
Читать все комментарии