«Придётся трассу перекрыть — другого выхода нет»
Жильцы микрорайона ИЖС Юго-Западный — 2.2 готовы на крайние меры, чтобы добиться нормальных условий для жизни
На въезде в город можно увидеть социальную рекламу — «На Белгородчине модно жить в своём доме». С тем, что это модно, конечно, не поспоришь. Но жизнь в своём доме порой становится невыносимой. В этом убедились застройщики из микрорайона Юго-Западный — 2.2, которые живут без дороги, питьевой воды, уличного освещения и общественного транспорта, зато рядом со свалкой, которая иногда горит.
Обещания лишь на бумаге
Микрорайон Юго-Западный — 2.2 находится в 20 минутах от центра Белгорода, если ехать на авто. Здесь 600 домов, которые жильцы построили на участках, купленных в ОАО «Белгородская ипотечная корпорация». Есть ещё несколько десятков нераспроданных участков, но в целом массив застроен. Строиться здесь начали семь лет назад.
На первый взгляд ИЖС — это выгодно. Район располагается в черте города, участки продаются на льготных условиях — к примеру, участок 25 соток стоит почти 1,9 миллиона рублей, но тут его продавали всего за 235 тысяч, при условии что в течение пяти лет покупатель построит здесь дом, подключит его к коммуникациям и пропишется в нём. Если покупатель не успевает построиться за этот срок, он должен вернуть ипотечной корпорации оставшуюся сумму — 1 миллион 640 тысяч — в течение 8 лет. Со своей стороны продавец участка обещает в течение трёх лет после передачи участка застройщику провести ему все коммуникации. Казалось бы, живи и радуйся. Но, по большому счёту, обещания остались только на бумаге.
— Воду нашу не то что пить нельзя — ею мыться и стирать страшно: она ржавая, — демонстрирует нам бутылку коричневой жижи местный житель Александр УРУС. — Мы сделали независимую экспертизу — содержание железа в воде превышает норму в 30 раз. У нас портится сантехника, ломаются стиральные машины. Возмущает то, что, когда мы, застройщики, не успеваем построиться, с нас дерут три шкуры. Когда же продавец не выполняет своих обязательств, то никакой ответственности он не несёт. Между тем многие продали квартиры, чтобы построить свой дом, и другого жилья, кроме этого, у них нет.
«К нам не ездит ни скорая, ни маршрутки»
Одна из самых больных проблем жителей района — это дорога. Мало того что асфальта тут нет, к тому же ещё и заезд с объездной дороги в Юго-Западный — 2.2 всего один. Улицы в посёлке грунтовые, местами посыпанные щебёнкой. После дождя превращаются в месиво — хоть на вездеход пересаживайся.
— Общественный транспорт не ездит. Мимо нас по объездной курсирует автобус № 116А, но это дачный маршрут — ходит только летом. В остальное время добраться можно только на личном авто, но как быть, если машина сломается? — говорит Александр Урус. — Как, случись чего, пожарным и скорой добираться по таким дорогам? Кстати, в скорой до сих пор не знают, относимся мы к городу или к району и куда нас везти.
Ещё одна головная боль — свалка, которая расположена недалеко от массива, куда грузовиками возят мусор. Она периодически горит, дым идёт в посёлок.
Застройщики неоднократно жаловались в мэрию, но ответ всегда один: на балансе города ваши коммуникации и дороги не стоят, обращайтесь в Белгородскую ипотечную корпорацию, с которой заключали договоры.
— Мы жаловались и туда неоднократно, но без толку. Нам остаётся только федеральную трассу перекрыть, чтобы на нас обратили внимание, — говорит Александр Урус.
Подводные камни договора
Почему в микрорайоне до сих пор нет нормальных условий для жизни? Почему коммуникации и дорогу не обеспечили в срок, указанный в договоре? Эти вопросы мы задали представителям ОАО «Белгородская ипотечная корпорация».
— Коммуникациями БИК не занимается вообще — мы продаём участки, обращайтесь в областной Фонд поддержки ИЖС, — огорошили нас ответом.
А в ГУП «Белгородский областной фонд поддержки ИЖС» не смогли оперативно прояснить ситуацию, потребовав предоставить письменный запрос.
Может быть, жильцам нужно отстаивать свои права в суде? Как оказалось, чтобы можно было требовать неустойки за нарушение сроков, в договоре должны содержаться элементы договора возмездного оказания услуг — такие понятия, как заказчик (услугополучатель) и исполнитель (услугодатель). В этом случае договор регулируется законом «О защите прав потребителей». Выиграть суд здесь будет проще, но договор с БИК не содержит таких элементов.
Договор с ипотечной корпорацией является, по сути, инвестиционным. Застройщики являются инвесторами. Так что правоотношения между сторонами регулируются законом «Об инвестиционной деятельности». За его нарушение предусмотрена как уголовная, так и административная ответственность, но нужно доказать, что использование средств, которые вложил инвестор, было нецелевым.
— По этому договору уполномоченный орган власти реализует программу по улучшению жилищных условий с помощью ипотечных средств. В программе есть свои плюсы, на что обратит внимание суд, — это цена участков и подключение коммуникаций, которые обходятся застройщику в 175 тысяч рублей вместо 340 тысяч, — говорит адвокат Анатолий АНУПРИЕНКО. — На продавца участков здесь возлагается ответственность подвести коммуникации, то есть трубы. Это условие выполнено. А вот за качество воды и других услуг отвечает тот, на чьём балансе они находятся. К организациям, которые держат это на балансе, и нужно предъявлять претензии.
Но жители Юго-Западного — 2.2 обращались в ГУП «Белгородский областной фонд поддержки ИЖС», на чьём балансе находится микрорайон, и это не помогло. Остаётся надеяться, что на проблему хотя бы перед выборами обратят внимание первые лица области. Ведь ИЖС — это бренд региона, разрекламировавший Белгородчину на всю страну, а судя по жалобам жильцов района Юго-Западный — 2.2, рекламе верить не стоит.
Ответ ГУП «Белгородский областной фонд поддержки ИЖС» мы опубликуем в ближайшее время.
За нарушение договора придётся отвечать в суде
— Неважно, как называется договор, ответственность за его нарушение стороны всё равно несут, — говорит юрист Игорь ЛОМОВ. — В главе 15 Гражданского кодекса РФ сказано, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств потерпевшая сторона вправе требовать возмещения убытков, а также компенсации морального вреда. Правда, размер ваших убытков придётся доказать в суде. Например, вы снимаете квартиру, вместо того чтобы жить в доме без коммуникаций, — предоставьте договор аренды, где прописана сумма. Если размер неустойки не прописан в договоре, необходимо руководствоваться размером законной неустойки, исходя из размера ставки рефинансирования, установленного Центробанком РФ.
Читать все комментарии