«Говорили: бесполезно судиться с «Газпромом», но я выиграла»
Безработной Марине Баженовой предъявили долг 12 644 рубля за газ, которым женщина не пользовалась
Очень часто в редакцию обращаются читатели, которым нужна помощь. Куда реже к нам приходят те, кто самостоятельно справился с проблемой и решил поделиться опытом с другими. Марина Баженова — из их числа. Она выиграла тяжбу, история которой длилась больше трёх лет, из-за несуществующего долга за газ.
«Я думала, это ошибка»
У Марины есть дача в селе Болдырёвка, от родителей досталась.
— Родители провели на дачу газ в 1998 году. В 2002-м они скончались, и дача пустовала, — рассказывает Марина Николаевна. — У меня долго не доходили до неё руки, посыпались проблемы: ушёл муж, постоянно болел ребёнок. За 11 месяцев я с сыном 11 раз уходила на больничный — такой работник не нужен никому, увольняли. Приезжала я на дачу только летом, чтобы собрать ягод и выкосить траву. К 2011 году, когда я оформила наконец на дачу право собственности, газовая плита там уже сгнила, а печкой я пользоваться не умела.
В 2012 году Марина на даче газ перекрыла, зафиксировав последние показания счётчика. Женщина уехала в Белгород и вернулась в Болдырёвку только весной 2013-го. Счётчик показывал на10 кубов больше, чем раньше, — то ли была утечка, то ли на даче зимой кто-то жил.
— В мае 2013-го мне позвонили из газовой службы и сообщили, что надо провести техобслуживание оборудования, — рассказывает Марина. — Я согласилась. Проверка выявила утечку газа. 10 кубов, которые накрутил счётчик, я оплатила. Я спросила тогда у газовщиков, всё ли в порядке со счётчиком, и мне ответили, что всё нормально. А когда через два месяца я снова приехала на дачу, то обнаружила квитанцию на 10 тысяч рублей за газ. Я подумала, что это ошибка.
Женщина стала разбираться — откуда долг, если газом никто не пользовался, а показания счётчика остались прежними.
— В горгазе заявили: у вас просрочен счётчик, снимайте прибор и везите нам, — вспоминает читательница. — Постойте, говорю, как «снимайте»? Я не специалист. Тогда я сказала: «Отключайте газ». Мне ответили: «Когда погасите долги, тогда отключим». Я и ушла ни с чем. Моей ошибкой было то, что я не написала заявления на отключение газа.
Марина стала изучать вопрос и узнала, что снимать газовый счётчик могут только сотрудики специализированной организации. Но оказалось, что в таких фирмах заявки от граждан не принимают — только от поставщика услуги.
— Я пошла в «Газпром» и написала заявление на демонтаж счётчика. Но меня предупредили: «У вас долг, мы подадим в суд». Я ответила: «Хорошо, пусть суд решает, должна ли я платить», — говорит Марина.
«Без меня меня судили»
Приехав на дачу в августе 2013 года, Марина Баженова увидела на газоне листок — акт о том, что ей перекрыли газ в связи с тем, что клиент на даче не проживает.
— Мне позвонили из «Газпрома» в 2014 году и поинтересовались: «Вы будете платить?» Я ответила: нет, потому что газом не пользовалась, — продолжает Марина. — Далее мне на протяжении двух лет звонил автоответчик и предупреждал о долге. А в ноябре 2016 года выяснилось, что у меня арестован счёт в банке. Как я выяснила у приставов — за полгода до этого был мой суд с «Газпром межрегионгаз Белгород» и я должна заплатить по его решению 12 644 рубля. Повесток я не получала, оказалось, их слали на дачу.
Денег на адвоката у Марины не было, зато у неё было время, терпение и желание разобраться.
— В Роспотребнадзоре мне сказали: с «Газпромом» судиться бесполезно, проиграете. Но я не сдалась. Перелопатила массу информации: закон «О защите прав потребителей», 549-е постановление правительства и многое другое. Мне посоветовали подать в суд возражение и возобновить иск. За возражение даже пошлину не нужно платить. А составила я его по образцу, который был в суде.
В суде Марина предоставила снятые контролёром показания счётчика. Выяснилось, что с тех пор, как газовщики были на даче в 2011 году, прибор не накрутил ни грамма.
— Выяснилось так же, что мой счётчик годен ещё 10 лет! Суд я выиграла. Пока я разбиралась с своим делом, видела массу людей, не злостных неплательщиков, а обычных пенсионеров, которые не понимали, откуда у них долги за газ. Возможно, расчёт на то, что люди испугаются и заплатят. Но я хочу сказать: не бойтесь защищать свои права.
«Если счётчик проверяли — должны выдать акт»
— Перед тем как забрать счётчик на поверку, контролёр проверяет, исправен ли прибор, нет ли повреждений, целы ли пломбы, — говорит юрист Игорь Ломов. — Всё это происходит в присутствии потребителя. После того как счётчик проверят, его устанавливают на место и пломбируют. А вам должны выдать акт о пломбировке.
Жалуйтесь письменно
— По постановлению «О порядке поставки газа для обеспечения бытовых нужд граждан» поставщик газа должен предупреждать о поверке счётчика. А в ст. 12 закона «О защите прав потребителей» говорится о том, что исполнитель несёт ответственность за недостоверную информацию об услуге. Газовщики предупреждают, что счётчик просрочен в квитанции мелким шрифтом. Я не обратила внимания на эту строчку, — говорит Марина Баженова. — Если бы я увидела её и если бы в первый визит к газовщикам написала письменное заявление, проблем не возникло бы. Все обращения всегда должны быть письменными. А моим аргументом было то, что газовщики ненадлежаще выполняли свои обязанности. Контролёр должен раз в полгода-год снимать показания счётчика. Проверки всегда фиксируются, а если газовщики не дают о них информации, значит, проверок не было.
Читать все комментарии