Помощь придёт!
На минувшей неделе произошло сразу несколько детских суицидов, которые потрясли всю страну
7 февраля в Подмосковье две ученицы восьмого класса, взявшись за руки, прыгнули с крыши 14-этажного дома. Школьницы покончили с собой, испугавшись, что их будут ругать за пропуски занятий. Через два дня в Москве 15-летний мальчик после семейной ссоры выпрыгнул из окна своей комнаты на 17-м этаже. А 11 февраля 15-летняя школьница выбросилась из окна на 23-м этаже. По предварительной версии девушка решила уйти из жизни после ссоры с отцом.
К сожалению, и в Белгородской области такие случаи не редкость. По данным СУ СК РФ по Белгородской области, в 2011 году пять подростков покончили с собой.
Ещё пять детей чудом спасли врачи после попытки суицида.
Как водится, сразу же после громкого события последовала реакция.
Уполномоченный по правам ребёнка при президенте России Павел Астахов предложил принять государственную программу по профилактике подросткового суицида, а школьным психологам — проверять странички подростков в социальных сетях.
— Государству нужно спасать детей, мы не можем позволить себе не обращать внимания на такое количество самоубийств, — заявил Павел Астахов. — Дети, попадая в кризисную ситуацию, не могут оставаться один на один со своими проблемами. Им должно помогать всё общество, и прежде всего профессионалы — психологи.
По словам уполномоченного по правам ребёнка в Белгородской области Галины Пятых, сейчас такие специалисты есть практически во всех школах.
Однако, как показывает практика, наличие психолога в школе не всегда означает, что он действительно помогает. Корреспонденты «Житья» поговорили с учениками нескольких школ. Ни один из них не сказал, что психолог хоть раз общался с ним один на один.
— Наш психолог приходил к нам с начала учебного года всего два раза, — вспомнила ученица 10-го класса Мария. — Один раз провёл тест на профориентацию, второй раз мы прошли какое-то письменное тестирование на самооценку, кажется. Больше мы её не видели.
А между тем психолог должен работать лично с каждым учеником — только так можно завоевать доверие ребёнка, который тогда расскажет психологу о том, о чём стесняется или боится сказать родителям, друзьям или учителям.
Что можно посоветовать подростку, попавшему в трудную жизненную ситуацию?
— Он может позвонить по телефону доверия областного реабилитационного центра для несовершеннолетних, — говорит психолог этого центра Татьяна АЛЕКСЕЕВА. — За прошлый год у нас было 293 обращения подростков. Чаще всего дети звонят, когда у них не складываются отношения со сверстниками или родителями. Например, 15-летняя девушка звонила нам, потому что её отец, бывший военнослужащий, устроил для дочери дома настоящую армию. Она всё делала согласно строгому распорядку. Мы пообщались с родителем, и он умерил свой пыл.
Если же дела обстоят серьёзнее и одной помощью психолога уже не обойтись, например родители напились и не пустили домой или побили, любой несовершеннолетний может прийти в областной реабилитационный центр или такой же, который есть в районах области. Здесь можно переночевать и поесть. Никаких документов для этого не требуется. Если же ребёнка избили родители, то специалисты центра отправят его на медицинское освидетельствование. Затем вместе с правоохранительными органами и органами опеки будут решать, что делать дальше.
Хорошо, конечно, что такой центр есть, правда, о нём мало кто знает. Но всё же лучше не доводить ситуацию до критической, когда ребёнок видит вокруг одних врагов и выбирает самоубийство, поскольку не знает, как жить дальше. А для этого взрослые — родители, учителя, психологи, соседи по дому — должны и относиться к детям по-взрослому, чтобы те могли доверить им любую проблему и обратиться за помощью и советом.
МНЕНИЕ ПОДРОСТКОВ
«Если родители придут разбираться — ещё больше будет проблем»
Корреспонденты «Житья» спросили у подростков, с какими проблемами в своей жизни они сталкиваются чаще всего
Ученица 10-го
класса:
— Какой там разговор с родителями? Я им тысячу раз говорила,
что мне нужен новый мобильный телефон. На это они мне отвечают, что мой звонит —
и хорошо, а остальные функции никому не нужны. И мама одежду мне на свой вкус
покупает. Говорит, главное — чтобы тепло было. Но ведь я среди людей хожу! Мне
хочется красивые, модные вещи.
Ученик 10-го
класса:
— У нас в классе есть группа парней, которые считают себя
«элитой». Издеваются над всеми остальными, неважно, девочка это или мальчик.
Могут в портфель плюнуть при всех. И ответить им не выходит — их много, а я
один. Родителям об этом говорить нельзя. Если они придут разбираться — меня
потом ещё больше унижать будут.
Ученица 10-го
класса:
— У нашей классной руководительницы есть любимчики. Их она
сажает вперёд, а я должна на последней парте сидеть. И оценки она им завышает.
Сколько раз было, что я старалась, а она мне четвёрки ставит! Родители ругают,
говорят, что я плохо стараюсь, и не верят, что дело в учительнице.
Ученик 10-го
класса:
— Я не могу спокойно домой ходить. У нас во дворе собирается
компания ребят, которые меня обступят со всех сторон, рюкзак сорвут, всё, что
внутри есть, вывалят и, что им там понравится, себе заберут. Один раз даже
дневник мой сожгли. У меня папы нет, а мама чем мне тут поможет? Выйдет и
накричит? Толку от этого не будет.
Ученица 11-го
класса:
— С моей мамой бесполезно разговаривать. Как ей ни
доказывай, что все мои подруги давно гуляют и им весело и хорошо, она меня
никуда не выпускает. Говорит, нечего делать на улице, ты там плохого наберёшься.
У всех моих школьных подруг давно есть парни, а у меня нет. И откуда ж он
возьмётся, если я никуда не хожу?
Ученик 8-го
класса:
— Проблема — отношения с родителями. Они жили при СССР, а мы
сейчас живём в Российской Федерации. Это разные страны с разными порядками. И мы
друг друга не понимаем. Важна проблема отношения между подростками, они не хотят
видеть, что другой человек — это личность. И конечно, первая любовь и всё такое.
Родители вряд ли могут сделать то, что могут специалисты. А тех, кто решил не
искать решения проблем и выбрал самый лёгкий путь, я не поддерживаю.
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
«Интернет нужно контролировать»
— Аккаунты школьников в социальных сетях должны проверять психологи, — говорит уполномоченный по правам ребёнка в Белгородской области Галина Пятых. — И не только проверять, но и использовать Интернет для контакта с детьми. Психолог школы в Дубовом завёл себе страницу «ВКонтакте» и общается с детьми через сеть.
По словам Галины Анатольевны, есть сайты, которые призывают к суициду. А провайдеры не вычищают свой контент. Галина Пятых подавала в суд на одного из таких провайдеров и выиграла дело. Но на месте закрытых сайтов тут же появляются новые, и, как бороться с этим злом, пока неизвестно — здесь нужны законодательные меры, принятые на федеральном уровне.
МНЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ
«Плохие компании появляются от безделья»
Корреспонденты «Житья» поинтересовались у родителей, что они знают о проблемах своих детей
Наталья
Валерьевна:
— Самой большой проблемой у моего ребёнка в школе
являются старшеклассники, которые издеваются над теми, кто младше. Дома же
опасность представляет Интернет, где ребёнок может почерпнуть немало плохого. А
вообще с детьми взрослым нужно дружить, ведь запретами ничего не добьёшься.
Вячеслав
Михайлович:
— Все проблемы детей — это ошибки взрослых. Самой
главной опасностью для дочери я вижу улицу. Плохие компании появляются от
безделья, поэтому я отдал свою дочь в спортивную школу. Ей там очень нравится, а
я за неё абсолютно спокоен.
Светлана
Куприяновна:
— Основной проблемой считаю недопонимание между
ребёнком и родителями. Последние зачастую не могут установить контакт, отсюда
начинается недопонимание, и ребёнок не видит другого выхода, как бунтовать.
Дмитрий
Игоревич:
— Мой сын постоянно рассказывает про школу, какие ужасы
там творятся. Можно, конечно, поговорить по-мужски с отцом того, кто обижает
вашего ребёнка, но не всегда это помогает — многие родители махнули рукой на
воспитание детей. Надо детей чем-то занять, тогда и меньше будут хулиганить.
Ольга Сергеевна:
—
Я стараюсь контролировать, где и с кем находится сын, но не всегда это
получается. И запретить ему ничего уже нельзя, только хуже будет. Знаю, что
подростки часто идут на преступления из-за нехватки денег, поэтому я стараюсь
давать ему деньги на карманные расходы.
Михаил
Александрович:
— Ребёнок — это человек со своими представлениями о
мире. Мы никак не можем понять друг друга, потому что поколения разные, времена
разные, когда мы росли. Поэтому не вижу смысла в том, чтобы пытаться залезть в
душу маленькому человеку. Если у него появится проблема, то это будет видно по
нему либо он сам скажет.
Виктория:
— Мне
кажется, что главная проблема — это здоровье. К сожалению, работа отнимает много
времени, и, признаюсь, не могу уделять много внимания сыну. Поэтому не могу
похвастаться тем, что веду с ним задушевные беседы.
Где могут помочь
Уполномоченный по правам ребёнка в Белгородской области (4722)
23-10-43.
Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних:
г. Белгород, ул. Макаренко, д. 18, тел. (4722) 21-53-20,
Алексеевский район, с. Советское, (47234) 7-10-37,
Белгородский район, п. Разумное, ул. Юбилейная, д. 1а, (4722) 30-07-14,
Вейделевский район, п. Вейделевка, ул. Октябрьская, д. 80, (47237) 5-40-21,
Грайворонский район, с. Козинка, ул. Центральная, д. 21, (47261) 4-76-43,
Губкинский район, г. Губкин, ул. Дзержинского, д. 56а, (47241) 5-51-97,
Ивнянский район, п. Ивня, пер. Гагаринский, д. 36, (47243) 5-50-00,
Краснояружский район, п. Красная Яруга, ул. Театральная, д. 1, (47263) 4-51-51,
Красногвардейский район, с. Засосна, ул. Чапаева д. 63, (47247) 3-44-90,
Красненский район, с. Горки, ул. Центральная, д. 67, (47262) 5-31-39, 5-31-49,
Корочанский район, с. Белый Колодец, ул. Выгон, д. 5, (47231) 3-76-47,
Ракитянский район, п. Ракитное, ул. Новосадовая, д. 29, (47245) 5-72-41,
г. Старый Оскол, мкрн Рудничный, д. 23, тел. (4725) 24-94-11,
Чернянский район, п. Чернянка, ул. Орджоникидзе, д. 6, (47232) 5-58-39.
Телефоны доверия:
при областном социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних 21-10-52,
при ЦМИ 34-09-71,
при детско-подростковом отделении областного наркологического диспансера 32-03-35.
В ТЕМУ
Как распознать самоубийцу
По словам психолога Нелли Шигоревой, взрослые могут заметить признаки, указывающие на намерения ребёнка совершить суицид.
— Он может рассуждать о смысле жизни, видеть сны, в которых умирает. Такие дети теряют интерес к жизни, перестают строить планы. На вопрос, что будет завтра, отказываются отвечать. Стоит задуматься, если подросток ни с того ни сего начал делать подарки. Он может расставаться с дорогими ему вещами. Так он расстаётся с жизнью.
Для потенциальных самоубийц характерны перепады настроения — депрессия чередуется с активностью. Хотя для подростковой психики это не редкость, но на эти особенности стоит обратить внимание. Перед самоубийством человек ведёт себя очень спокойно.
— В некоторых семьях ребёнку шагу не дают ступить без разрешения . Это может довести до беды. Есть и другая крайность — формальное внимание к проблемам детей. Родители часто преуменьшают свою роль в воспитании. А ведь ребёнок прежде всего ищет помощи и защиты у родителей и, не находя, совершает роковой поступок.
Читать все комментарии