«Понюхал пороха на войне 1812 года»
Наш земляк Николай Волков снялся в знаменитом фильме Сергея Бондарчука «Война и мир»
- Мы привыкли к постоянным взрывам. Кругом дым, дышать нечем, а ты бежишь. Здесь-то я и понял, что значит выражение «понюхать пороха»...
Это не воспоминания ветерана Великой Отечественной войны. Речь идёт об Отечественной войне 1812 года. И хотя противостояние между Россией и Францией случилось 200 лет назад, в сражениях довелось участвовать нашему современнику Николаю Волкову. В 1963 году 18-летний Николай, солдат срочной службы, неожиданно для себя стал киноактёром...
«Гоняли нас в хвост и в гриву!»
Летом 1812 года русская армия с боями отступала от границ к Москве, а 26 августа состоялось кровопролитное Бородинское сражение. Литературным памятником тем событиям стал роман Льва Толстого «Война и мир». А в ХХ веке режиссёр Сергей Бондарчук создал памятник кинематографический — экранизацию романа с грандиозными батальными сценами, в которых и принял участие Николай Волков.
Было это в 1963 году. Весной Николая призвали в армию. А летом повезли в Смоленскую область, в поля рядом с городом Дорогобуж. Там проходили съёмки «Войны и мира». Были построены бутафорские деревни, разбиты лагеря русской и французской армий, размещены сотни пушек, стояли отряды кавалерии.
Для съёмок батальных сцен собрали более 15,5 тысячи человек, большая часть из них, как и Николай Волков, солдаты срочной службы. Война в то время для советских людей была ещё реальностью, а не воспоминаниями. Чтобы не испугать жителей окрестных посёлков массовым перемещением огромного количества военных, в населённых пунктах были расклеены объявления, в которых объяснялось, что будет сниматься фильм.
Жили новоиспечённые актёры согласно армейскому укладу — в палатках. Но с 9 утра до 5 вечера ходили в одежде не по уставу — попеременно щеголяли в форме французской и русской пехоты времён войны 1812 года. Кстати, солдаты стремились «воевать» на стороне французов, так как у них была более удобная форма. Обмундирование было у всех, а вот ружей не хватало. Из палок и тростника делали нечто похожее на карабины. Таких бойцов ставили в ряды подальше от камер.
— Нас передавали в подчинение съёмочной группе, они командовали, куда бежать,
где падать. Весь день нас гоняли в хвост и в гриву. Однажды бежал мимо пушек, и
они начали стрелять. Рядом со мной так грохнуло, что я метра на три от страха
подпрыгнул, — с улыбкой вспоминает 67-летний Николай Волков.
Кстати, при
постановке сражений использовалось 23 тонны взрывчатки и 40 тонн керосина. Так
что было от чего подпрыгнуть!
«Коли штыком его, коли!»
Одна из наиболее запомнившихся Николаю Волкову сцен — поле, усеянное «трупами» солдат, которое после сражения объезжает Наполеон (актёр Владислав Стржельчик) на белом коне.
— Жара была сильная. Русских и французов на поле разложили вперемешку. Все приняли убитый вид — кто ногу подвернул, кто в нелепой позе упал, — рассказывает Николай Иванович. — Из вёдер нас мазали красной водоэмульсионной краской — создавали эффект месива из крови, людей и грязи.
Пиротехники дали дыма, а пожарные из брандспойтов начали поливать водой.
Долго так лежали под «дождём», от жары отдохнули. А потом даже замёрзнуть успели.
Однажды Николай Волков едва не сорвал съёмку одной из сцен. Русские и
французы находились на разных берегах реки и в бой вступили прямо в воде.
—
Забежали в речку. Смотрю, а на меня с того берега идёт мой друг, односельчанин
Алексей Сулиминов, с которым я призывался в армию, — делится воспоминаниями наш
собеседник. — Не виделись мы уже полтора месяца и давай обниматься! А Бондарчук
в громкоговоритель кричит нам: «Мне бой нужен, а не радость ваша, коли штыком
его, коли!»
Много проблем доставляла кавалерия. Когда сотни конников в конце дня покидали площадку, пешим приходилось идти в облаках пыли. Солдаты обратились с просьбой к Бондарчуку выводить кавалерию последней. Режиссёр согласился, хоть кавалерия и являлась элитой среди массовки.
— У них была рискованная работа, — рассказывает Николай Волков. — Чтобы кони падали, будто в них попала картечь, делали растяжки из верёвок. На полном ходу лошади валились и скидывали всадников. Один кавалерист упал на штык и сильно поранился.
В двух эпохах послужил
В выходные кино не снимали — все отдыхали. Для солдат актёры «Мосфильма» устраивали концерты. Выступал цирк. Приезжали буфеты.
— Мы и в деревни соседние бегали. Скажем ротному, что за конфетами, а сами фляги понятно чем там наполним, — делая характерный жест у шеи, говорит Николай Иванович. — Самогон стоил 1 рубль за бутылку. За это командиры, естественно, гоняли и наказывали.
Кормили от киностудии, по словам Волкова, на убой и очень вкусно, так что, когда закончились съёмки, еда в части казалась ужасной.
Шесть месяцев длились съёмки в кино, и эти полгода зачли в срок службы.
Выходит, Николай Волков служил в двух эпохах — в XIX и XX веках. А Бондарчуку, Кутузову и Наполеону солдат сказал спасибо, когда в часть пришёл приказ из Минобороны о том, что участников съёмок по окончании службы нужно отправлять домой в первую очередь.
— Одна знакомая не знала, что я снимался в кино, и рассказала мне, что видела
меня на экране, — говорит наш собеседник. — Но я сомневаюсь, что это был
я.
Сам Николай Иванович, сколько ни смотрел фильм, себя в картине так и не
увидел...
СПРАВКА «ЖИТЬЯ»
Фильм Сергея Бондарчука «Война и мир» считается одним из наиболее масштабных проектов в мировой и советской кинематографии, при съёмках использовались принципиально новые оборудование и материалы. Съёмки начались 7 сентября 1962 года и закончились в 1967-м.
В своё время фильм получил около десятка наград, в том числе главный приз Московского кинофестиваля, премии «Оскар», «Золотой глобус» и Национального совета кинокритиков США за лучший фильм на иностранном языке.
Читать все комментарии