Опять от меня сбежала...

Из-за сокращения государственного финансирования Белгород может остаться без электричек

06.04.2013 01:00
МОЁ! Online
0

Читать все комментарии

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

Читайте «МОЁ! Белгород» в

Приближаются время отпусков и дачный сезон — горячая пора для железнодорожного транспорта. Но возможно, жителям области придётся искать другие, не железнодорожные варианты проезда. Дело в том, что компании-перевозчики находятся на грани банкротства, и ситуация эта с каждым днём только усугубляется.

История конфликта

На Белгородчине проблемы с пригородными электричками начались ещё прошлым летом. Так, в августе 2012 года отменили прямые электрички из Белгорода в Харьков. Тогда Белгородская область задолжала компании-перевозчику ОАО «Пригородная пассажирская компания «Черноземье» более 100 миллионов рублей.

Областные власти не спешили платить железнодорожникам, ссылаясь на то, что им непонятен механизм расчётов компании. Терпению руководства ППК «Черноземье» пришёл конец, и они отменили три электрички Белгород — Харьков. Дамоклов меч не коснулся лишь экспресса «Князь Владимир» — его уберегло только то, что поезд этот находится в ведомстве Федеральной пассажирской компании.

Правда, украинские железнодорожники ввели свой поезд повышенной комфортности Харьков — Белгород. Но в первый же день до Белгорода он так и не доехал. 10 августа 2012 года за час до отправления на рельсы Южного вокзала в Харькове вышли около 200 человек, требуя вернуть обычные электрички. Белгородцам пришлось возвращаться домой на автобусах.

Впрочем, акция эта не возымела должного эффекта. Наоборот, с 23 августа перевозчик отменил ещё 13 пригородных поездов, в том числе Белгород — Ржава, Валуйки — Старый Оскол, Белгород — Курск и ряд других.

По словам генерального директора ОАО «Пригородная пассажирская компания «Черноземье» Виктора ШУБИНА, оплата проезда позволяет покрыть лишь 35% их расходов. В 2012 году белгородское правительство оплатило перевозчику 26 миллионов рублей из 226 предъявленных. По мнению перевозчиков, в таких условиях нельзя говорить ни о каком развитии пригородных поездов. Долги копятся, а ведь нужно содержать инфраструктуру, платить зарплаты работникам и ремонтировать по­движной состав.

Автобусы рулят

Администрация Белгородской области решила выйти из ситуации за счёт увеличения стоимости проезда. В конце прошлого года правительство области повысило тарифы на перевозки в пригородных поездах с 11,6 до 16 рублей за одну зону (10 километров). Это решение должно было снизить убытки ППК «Черноземье» и уменьшить расходы областного бюджета. Но ни к чему хорошему подорожание проезда не привело.

— Проработав несколько месяцев в этих условиях, мы потеряли более половины пассажиров, — говорит Виктор Шубин. — Такой тариф оказался недоступен для многих белгородцев, которым электрички стали не по карману.

Железнодорожники утверждают, что теперь жителям региона стало выгоднее перемещаться на автобусах. Представители ППК «Черноземье» даже обратились в антимонопольный комитет, потому как считают, что региональные власти создали неравные условия для разных перевозчиков.

Да и сами пассажиры подтверждают, что ездить на автобусах теперь стало удобнее и выгоднее.

— Я часто бываю в Курске, — рассказал житель Белгорода Александр Головин. — Электричка стоит 250 рублей, а автобус 200. И при этом поезд едет на час дольше, чем автобус.

Гендиректор ОАО ППК «Черноземье» пояснил, что доходы компании стали ещё ниже, чем в прошлом году. Расходы перевозчика в 2013 году планируются в размере 245 миллионов рублей. Но кто будет финансировать пригородные перевозки, неизвестно — в бюджете региона на эти цели заложено всего 35 миллионов рублей.

Пассажиры спешат на помощь

На этом беды железнодорожников не заканчиваются. В 2014 году Минфин России планирует двукратное сокращение бюджетной поддержки пригородных перевозок — до 12,5 миллиарда рублей, в 2015-м ещё в два раза — до 6,25 миллиарда, а затем и вовсе хочет прекратить государственную поддержку. Из-за этого вся финансовая ответственность за перевозку пассажиров электричками ляжет на бюджеты регионов. Перевозчики считают, что далеко не все регионы возьмут на себя поддержку пригородных компаний. Отмена государственных субсидий приведёт к их банкротству.

Не получив поддержки от федеральных и региональных властей, доведённые до отчаяния железнодорожники обратились за помощью к самим пассажирам. На прошлой неделе на вокзале станции Белгород и на 100 других вокзалах России проходила акция «Общественная приёмная. Сохраним поезд!». Воззвать к правительству мог любой человек, оставив свою подпись. Несколько тысяч обращений собрали на имя губернатора Евгения Савченко.

Чтобы выяснить мнение региональных властей по поводу обращения пассажиров, мы обратились в областную администрацию с официальным запросом. Нам ответили, что вопрос о возможности перехода в 2015 году пригородных перевозок на полное финансирование из регионального бюджета в настоящий момент находится в разработке.

Впрочем, уже сейчас ясно, что если администрация области не будет оказывать финансовую помощь перевозчикам, то Белгородчине грозит не просто сокращение электричек, но и полное их вымирание.

ВОЗЬМИТЕ НА ЗАМЕТКУ

На Украине не пустят в поезд без паспорта

Белгородцам, желающим в целях экономии уехать в Крым из Харькова, надо знать, что в соседнем государстве объявили об изменении системы продаж железнодорожных билетов. Отныне они стали персонифицированными, как и российские.

Это делается для борьбы с перекупщиками, которые мгновенно скупали билеты в сезон летних отпусков. Так что теперь для покупки билета нужно назвать кассиру данные лица, которое им воспользуется. А при посадке на поезд необходимо предъявить паспорт проводнику.

В ТЕМУ

Поезда дальнего следования тоже сократят

К своим коллегам, занимающимся пригородными перевозками, в акции «Сохраним поезд!» присоединилось и ОАО РЖД, поскольку существенно уменьшится и субсидирование поездов дальнего следования. Так, в этом году для компенсации расходов РЖД необходимо 36,3 миллиарда, а в федеральном бюджете на эти цели предусмотрено только 14,8 миллиарда. А в 2014 году и эту сумму сократят, что приведёт к сокращению поездов дальнего следования.

— На летние перевозки планируется не назначать 33 пассажирских поезда, в том числе и поезд Белгород — Анапа, — говорит начальник Юго-Восточной региональной службы развития пассажирских сообщений и предоставления доступа к инфраструктуре ОАО РЖД Вячеслав ПРОКОФЬЕВ. — Впрочем, я надеюсь, что разум у правительства и Минфина возобладает и мы не похороним железнодорожное сообщение в Белгородской области.

Подписывайтесь на «МОЁ! Белгород» в Яндекс.Новости и на наш канал в Дзене. Cледите за главными новостями Белгорода и области в Telegram-канале и в группе во «ВКонтакте».

Новости других СМИ