Жил на свете «добрый жук»

Белгородские энтомологи выращивают насекомых, которые заменяют химикаты в борьбе с вредителями

27.04.2013 01:00
МОЁ! Online
0

Читать все комментарии

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

Читайте «МОЁ! Белгород» в

доровое питание — сейчас актуальная, даже модная тема. Да и в борьбе с весенним авитаминозом люди стараются больше есть свежих овощей и фруктов. Но они не всегда могут быть залогом здоровья — сегодня на прилавках магазинов почти невозможно найти плодовощную продукцию, выращенную без применения пестицидов. А ведь для того, чтобы сохранить урожай от вредителей, необязательно использовать химикаты.

Полезная капуста полвека назад

На помощь аграриям может прийти маленький неприметный яйцепаразит — трихограмма. Самки этого насекомого откладывают свои яйца в яйца вредителей, из-за чего последние погибают в начальной стадии своего развития. Яйцееда применяют на зерновых, овощных и других культурах. Трихограмма ест яйца бабочек-вредителей, которые уничтожают капусту, картофель, морковь, зерно, яблони, груши. Белгородская область — одна из немногих в стране, где трихограмму разводят в промышленных масштабах.

Производство уникального яйцепаразита в регионе началось в конце 50-х годов и было широко распространено в регионах России. В 1976 году на областной станции защиты растений построили биофабрику по промышленному разведению трихограммы. Через 7 лет её производство достигло 316 килограммов в год. Этого количества хватало, чтобы защитить от мотыльков, белянок и совок около 900 000 гектаров посевов сахарной свёклы, подсолнечника, гороха и других овощей.

Белгородцы ели экологически чистый продукт.

Но в годы перестройки из-за прекращения государственной поддержки производство трихограммы пошло на спад. Полезных жучков вытеснили пестициды. В 2007 году станцию защиты растений реформировали в филиал ФГБУ «Россельхозцентр» и разведение трихограммы решили возродить.

Корреспонденты «Житья» отправились в цех по производству насекомых, чтобы узнать, как же появляются на свет спасители полей.

Зло побеждает зло

Нас отвели в помещение, где стоят многочисленные ёмкости с ячменём, заражённым яйцами вредителя — зерновой моли, которая является инкубатором и едой для трихограммы.

— Ячмень посыпают яйцами моли, два раза в день его перемешивают, — рассказывает ведущий агроном трихограммного цеха филиала ФГБУ «Россельхозцентр» Людмила ШИМАНСКАЯ. — Поддерживают определённую температуру и влажность воздуха. Через месяц из яиц появляются гусеницы, которые превращаются в бабочек.

Тогда поддоны с ячменём переносят в соседнее помещение, где стоят специальные установки. В них поток воздуха сдувает бабочек с ячменя, и они падают в мешки-молесборники. Затем моль расфасовывают по ёмкостям, похожим на кастрюльки. В них бабочки откладывают яйца. А затем в течение нескольких дней яйца просеивают через сито.

Моль погибает, а «урожай» делят на две части: одну оставляют для очередного заражения зерна, а другую уносят в трихограммный цех, где повсюду стоят трёхлитровые банки. Каждую держат над паром чайника, а потом засыпают вовнутрь яйца-вредителя. Туда же засыпают трихограмму. Она откладывает свои яйца в яйца бабочек, личинки трихограммы питаются этим яйцом и в нем окукливаются. Через несколько дней из банки достают готовый продукт — яйца моли, в которых уже живёт трихограмма. Яйца трихограммы запечатывают в бумажные пакеты и отправляют в холодильник на хранение.

Травить поля ядом легче

Казалось бы, можно снова расселять на поля Белгородчины полезных жучков. Но не всё так просто. «Россельхозцентр» до сих пор так и не оправился с перестроечных времён.

Штат организации сократился с 71 сотрудника до 19. Из когда-то 9 линий для производства трихограммы работают только 5, все требует текущего и капитального ремонта, которого не было пятьдесят лет — с момента постройки. Необходимо техническое перевооружение лаборатории, на которое нет денег. Сумма немалая — около 10 миллионов рублей.

Сейчас разведение трихограммы держится на самоокупаемости. Один грамм стоит 85 рублей (2 — 4 граммов хватает на гектар). Ее продают частным компаниям из Борисовки и Алексеевки (в основном её берут для защиты кукурузы).Применение трихограммы обходится примерно в два раза дешевле по сравнению с химическими инсектицидами. К тому же химия убивает и вредное, и полезное, загрязняет воду. Трихограмма же уничтожает только паразитов.

— Чтобы применять биологический препарат, нужно знать процесс развития трихограммы и вредителя, — говорит руководитель филиала ФГБУ «Россельхозцентр» Александр АНИСОВ. — Аграриям легче среагировать, когда болезнь или вредитель уже прогрессируют — вот они и поливают поля ядом.

Чтобы наш урожай сохраняли не химикаты, а полезные насекомые, нужно чтобы органы власти обратили внимание на биологические препараты и вернули хотя бы частичное финансирование.

В ТЕМУ

Мышей можно убить бактериями

В филиале ФГБУ «Россельхозцентр» есть также биологическая лаборатория, где производят биологический препарат — бактороденцид, который уничтожает мышей и крыс. Съевшие всего несколько зёрнышек распаренного зерна, заражённого бактериями, грызуны гибнут, после них погибают и контактировавшие с ними сородичи. При этом для человека, а также других животных и птиц бактороденцид абсолютно безопасен.

Подписывайтесь на «МОЁ! Белгород» в Яндекс.Новости и на наш канал в Дзене. Cледите за главными новостями Белгорода и области в Telegram-канале и в группе во «ВКонтакте».

Новости других СМИ