Ветеран умер в 100 лет, не дождавшись квартиры
Фёдор Хныкин, оставшийся без жилья, пытался добиться от чиновников положенной ему по закону квартиры, но не пережил многочисленных судов
Фёдора Павловича Хныкина в посёлке совхоза имени Льва Толстого Липецкой области вспоминают и по сей день. Человек, который в 1945-м брал Берлин, не смог победить цинизм и бездушие сельских чиновников. В этом бою ветеран пал.
Пустил квартирантов — потерял дом
Через некоторое время бывший глава Октябрьского сельсовета Владимир Сысоев, к которому относится посёлок совхоза имени Льва Толстого, попросил ветерана подписать разрешение на временную регистрацию квартирантов. Фёдор Павлович, не ожидая подвоха, подписал документ, а когда весной вернулся домой, то «квартиранты» попросту не открыли ему дверь, заявив, что дедушка здесь больше не живёт. Пенсионеру не дали забрать даже личные вещи. Главная гордость ветерана — трофейная немецкая бритва, с которой он пятьдесят лет не расставался, — осталась у новых жильцов.
Оказывается, Фёдора Павловича выписали из дома, в котором он проживал. С тех пор в жизни ветерана начались скитания.
Он переселился к сыну, после его смерти в 2006 году Фёдор Павлович ушёл жить к внуку. На новом месте ветеран долго не пробыл — не смог ужиться вместе с сильнопьющим родственником.
Пенсионера приютила вдова его старшего сына 75-летняя Мария Хныкина. В тесной двухкомнатной квартирке в частном доме площадью около 30 квадратных метров, где женщина живёт вместе с сыном, не было абсолютно никаких удобств. Туалет и вода — во дворе.
На кухне для дедушки поставили кровать и стол, ведро, чтобы не ходить по нужде на улицу. Администрация посёлка тут же воспользовалась добротой женщины и без её ведома прописала дедушку в её доме, оформив договор соцнайма.
— Ни мама, ни брат не давали разрешения на прописку, а получилось, что дед в жилье больше не нуждается, — вспоминает внучка ветерана Валентина Бахаева.
А был ли договор?
В преддверии 65-летия Победы президент пообещал ветеранам квартиры, и у Фёдора Хныкина появилась надежда на свой угол, но и в этот раз чиновники сделали все по-своему.
Родственники ветерана отнесли заявление в местную администрацию, но там его даже не приняли.Между тем семье Сердюк, тем самым квартирантам из Казахстана, каким-то странным образом выдали разрешение на приватизацию дома ветерана.
Устав от хождений по чиновникам, внучка ветерана Валентина Бахаева обратилась за помощью к адвокату. Роман Тюрин провёл расследование и обнаружил множество нарушений.
— Я тут же направил в правоохранительные органы заявление о совершенном сотрудниками Октябрьского сельсовета в отношении ветерана войны преступлении, — рассказал «Житью» Роман. — Они уверяют, что Хныкин самостоятельно в 2009 году написал заявление о регистрации у своей снохи-пенсионерки, а также заключил договор социального найма. А ведь в течение нескольких последних лет пожилой человек не мог из-за тремора рук расписаться ни в одном документе. К тому же в едином госреестре прав на недвижимое имущество указано, что квартира его снохи Марии Хныкиной не является муниципальной собственностью, а следовательно, договор соцнайма нельзя было заключить.
Безрезультатная переписка адвоката с правоохранительными органами продолжалась до тех пор, пока в одной из бесед заместитель главы администрации Лев-Толстовского района Дмитрий Маторин не спросил Тюрина напрямую: «Что вам надо? Нас наказать или деду жильё получить?»
— Когда я сказал, что Фёдору Павловичу нужен свой угол, Маторин пообещал дать ему жильё, но для этого нужно соответствующее решение суда, — говорит адвокат. — Как только мы подали заявление в суд, сторона ответчика встала на дыбы и сражалась до последнего.
30 тысяч рублей на 100-летний юбилей
Корреспонденты «Житья» обратились к лев-толстовским чиновникам с одним вопросом: почему последнему в посёлке ветерану не дали жилья?
— А при чём тут вообще мы? — с ходу выпалил заместитель главы администрации Лев-толстовского района Дмитрий Маторин. — Это Октябрьский сельсовет должен ставить на учёт. Я же не могу им приказать.
А вот глава Октябрьского сельсовета Максим Типцов вообще долгое время не мог ответить на этот вопрос, ссылаясь на занятость.
— А вы в курсе, что Хныкин уже умер? — ответил чиновник. — И вообще, что вы там заказные статьи пишете? Фёдор Хныкин был нашим единственным ветераном, которого мы все очень любили. Как-то мы приобрели для него кровать. Мы подарили ему на 100-летний юбилей 30 тысяч рублей от администрации нашего посёлка. Но он не имел права на жилплощадь. У него были нормальные жилищные условия.
Стоит отметить, что на похоронах Фёдора Хныкина не присутствовал ни один чиновник. Ветерана хоронили тесным семейным кругом, а чиновники, которые оставили ветерана без жилья, не удосужились даже выразить соболезнования.
В ТЕМУ
Благодарность от Сталина
Фёдор Хныкин — один из немногих ветеранов, кто может похвалиться, что прошёл всю войну от начала и до конца. Среди многочисленных медалей у ветерана есть медали за Курскую битву, за Берлин и «За отвагу». Была и благодарность от Сталина, но ещё в советские времена бумага сгорела во время пожара. Историю этой благодарности ветеран вспоминал с особым удовольствием.
Дело было в 1942 году. Дивизия, в которой был Фёдор Павлович, стояла тогда под Курском. В один из дней Фёдору Павловичу и старшему лейтенанту поручили доставить в штаб очень важный пакет. По дороге в мотоцикле, на котором они ехали, кончился бензин, а в то время стояли лютые морозы. К счастью, в тот момент по дороге ехал автомобиль. Лейтенант приказал рядовому Хныкину оставаться на месте, а сам уехал в штаб.
Проведя несколько часов на морозе, Фёдор Павлович задремал, а проснулся от того, что его трясли за плечо. Это оказались жители соседней деревни, которые с сильными обморожениями доставили солдата в деревню. Там его и отогрели, а вскоре из разговоров Фёдор Павлович узнал, что в соседнем селе стоят немцы. Превозмогая боль и усталость, рядовой Хныкин самостоятельно добрался до штаба и передал ценную информацию, в результате все силы были стянуты к деревне, а враг разбит. За то, что Фёдор Павлович в одиночку провёл разведку, ему пришла благодарность от Сталина.
Читать все комментарии