Куда исчезли десятки маршруток с улиц

В борьбе с нелегальными перевозчиками местные власти скатились до методов, больше подходящих бандитам 90-х, — автобусы угоняют ночью с парковок

10.10.2014 13:50
МОЁ! Online
0

Читать все комментарии

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

Читайте «МОЁ! Белгород» в

По распоряжению мэра Сергея Боженова, подписанному им ещё в апреле 2014 года, к 1 сентября на дорогах города не должно было остаться маршруток ПАЗ. Их надлежало сменить более современными автобусами на газовом топливе. Однако к началу октября «ПАЗики» продолжали возить пассажиров. И вот внезапно они стали просто испаряться с белгородских улиц. 

«Около двух часов ночи на стоянку ворвались какие-то люди» 

В течение трёх ночей, с 26 по 29 сентября, у многих водителей, работающих по маршрутам № 11, 107т, 107с, 102, 128с, 127 и 33а, автобусы пропали. Как рассказали водители, их машины эвакуаторами забирали с платных стоянок и из дворов. Некоторые взламывали и увозили своим ходом. Угнаны были не только ПАЗы, но и большие автобусы.

— 28 сентября два моих автобуса «Мерседес» стояли на платной стоянке в Северном, — говорит предприниматель Вадим Орехов. — Около 2 — 3 часов ночи на стоянку ворвались люди, против которых пожилой охранник ничего не смог сделать. Эвакуатор просто не смог бы утащить такие большие автобусы, значит, кто-то завёл их и увёз своим ходом. В кассах лежали разменные деньги, и средства на новую резину тоже были в автобусе. Их судьба мне неизвестна.

Автобусные рейдеры действовали не только ночью. Утром машины останавливали прямо на маршруте, выгоняли из салона водителя и пассажиров, а технику забирали. 

— Когда я въехал в Северный, возле заправки мне перегородили дорогу, и в автобус вломились крупные ребята, — рассказывает хозяин «Мерседеса» маршрута №107т Альберт Герусов. — Они схватили меня за грудки, зажали на водительском сиденье и,матерясь, приказали ехать в депо. При этом вырвали и забрали мой видеорегистратор.

Натерпелся страху и водитель автобуса №107 Сергей:

— На конечной в Северном ко мне на машине подъехали трое. Они не представились, ничего не объясняли, приказали, чтоб я ехал в депо. Я отказался. Тогда один из них достал топор и стал ходить с ним вокруг автобуса, а другой кулаком выбил окно возле водительского места. Пришлось сдаться. Один из них сел со мной, и мы поехали в «Таксопарк». Оттуда уже без меня автобус угнали в депо.

Такие методы борьбы

29 сентября разгневанные водители и владельцы исчезнувшего транспорта, догадавшись, чьих рук это дело, ринулись к конкурентам-муниципалам — к МУП «Городской пассажирский транспорт» — и пробыли там целый день, пытаясь выяснить, кто творит беспредел и когда вернут автобусы. Это попытались выяснить и корреспонденты «Житья». В пресс-службе администрации объяснили, что автобусы забрали в рамках борьбы с нелегальными перевозчиками.

Напомним, в июле этого года состоялся конкурс на право возить пассажиров. Участие в нём приняли три компании, между ними и разделили маршруты. 

— Но появился незаконный перевозчик, который не захотел снимать с маршрутов свой транспорт, — говорит первый зам. главы администрации Белгорода Константин ПОЛЕЖАЕВ. — Это компании «Таксопарк» и «Спутник», которые не участвовали в конкурсе и, по сути, являются нелегальными перевозчиками. Все жалобы населения о грязных, чадящих автобусах относятся к этим компаниям.

В пресс-службе мэрии рассказали, что уже прошло 100 рейдов, в ходе которых составлялись протоколы об административных правонарушениях. Машины, выходящие на линии незаконно и имеющие неисправности, перемещали на штрафстоянку. Сейчас там находится более 50 автобусов ПАЗ. Кроме того, автобусы вывозили и из дворов, где они паркуются с нарушениями.

Однако совершенно непонятно, на каком основании, к примеру, вывозили технику с платных стоянок? По сути, это преступление, которое можно квалифицировать либо как угон, либо как кражу. Очень странно, что городские власти вооружились методами, которые больше характерны для бандитов.

«Если бы мы работали незаконно, нас бы давно закрыли»

Предприниматели, лишившиеся автобусов, нелегалами себя не считают.

— У меня есть лицензия на перевозку, страховка и другие документы, — говорит владелец пропавших автобусов Вадим Орехов. — Водители перед выходом в рейс проходят медика и механика. Если бы я был нелегалом, автобусы официально забрали бы днём, но их угнали ночью.

Руководство предприятий тоже считает, что автобусы попросту украли.

— Мы работаем законно, у нас есть бессрочная лицензия, а конкурс был делом добровольным, — объясняет директор ООО «Спутник» Сергей БОЧАРНИКОВ. — Если бы мы работали незаконно, нас бы давно закрыли. Незаконно как раз то, что автобусы забрали. Это частная собственность, и никто не имеет права их конфисковать без решения суда. Это угон.

В Ространснадзоре заявили, что с имеющимися лицензиями у перевозчиков можно работать на всей территории России. Но сеть маршрутов регулярных перевозок определяет городской Совет депутатов, а перевозчики в нарушение постановлений самопроизвольно открывают маршруты.

Сейчас лишённые транспорта водители обратились в прокуратуру, написали заявления в следственный комитет и приёмную президента. 

Между тем, пока выясняется, кто прав и кто виноват, страдают обычные горожане.

— В понедельник исчезли маршрутки №102 в Белгород, — рассказала жительница села Долбино Антонина Кулик. — Раньше две штуки в час ездило, ни одного не осталось. В 8 часов утра одну из них остановили на подъезде к Белгороду, высадили пассажиров и забрали автобус. Мне пришлось 4 километра идти пешком до Майского и оттуда добираться до города. Автобусы № 142 Белгород — Весёлая Лопань тоже пропали.

Не могут теперь люди уехать и из района нефтебазы. По словам пассажиров, раньше тут каждые 20 минут ходила маршрутка №11. Но не осталось ни одной. Люди идут два километра до ж/д посёлка и оттуда уезжают в битком набитом автобусе № 18.

В результате нескольких лет транспортной реформы в Белгороде, которая, по заявлению властей, должна была осчастливить пассажиров, количество транспорта сократилось вдвое — с 1 100 до 650. А тут в одночасье исчезло ещё полсотни автобусов. Судя по отзывам читателей, от звонков которых телефон в редакции разрывается, старенькие ПАЗы всё-таки предпочтительнее обещаний властей привести общественный транспорт в порядок. На обещаниях на работу не уедешь.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

«Властям нужно думать головой, а не рубить с плеча»

Жалуясь во всевозможные инстанции, несколько предпринимателей обратились за советом и в «Союз автомобилистов Белогорья». По словам его председателя юриста-правозащитника Леонида КАПЛИЯ, если речь идёт о конфискации, то должно быть решение суда, где прописаны все необходимые процедуры. С этим решением должны ознакомить владельца автобуса. Забирать транспорт без предпринимателя можно, только если сам он предписание суда не выполняет. При конфискации должны присутствовать понятые, произведена опись имущества, транспорт следует опломбировать. 

Если эти процедуры не выполнены, то описанные водителями действия можно квалифицировать по статье 166 УК РФ — угон. При этом автобус мог находиться в любом месте: в гараже, автопарке, на улице, на территории предприятия и т. д. Это преступление, совершённое группой лиц по предварительному сговору, наказывается штрафом до 200 тысяч рублей или в размере дохода осуждённого за период до 18 месяцев либо лишением свободы на срок до 7 лет. 

Если в этой конфискации участвовали должностные лица, то это, скорее всего, статья 330 УК РФ — самоуправство. Оно наказывается штрафом до 80 тысяч рублей или в размере дохода осуждённого до 6 месяцев, обязательными работами до 480 часов, исправительными работами до 2 лет или арестом на срок до 6 месяцев.

— Мне искренне жаль этих предпринимателей, — говорит Леонид Сергеевич. — Несколько лет назад администрация сообщила, что из города будут убирать «ГАЗели». Перевозчики продали их и купили ПАЗы, понабрав кредитов. Теперь же мэрия говорит, чтобы и ПАЗов на улицах города не было. А этим работягам нужно кормить семьи и расплачиваться по своим долгам. Властям нужно было головой думать, а не рубить с плеча. А так получается, что этих водил просто кинули.

СПРАВКА «ЖИТЬЯ»

Эвакуацию транспорта можно обжаловать в суде

— Сейчас действует порядок эвакуации автомобилей, утверждённый постановлением правительства РФ от 18.12.2003 № 759 (ред. от 28.08.2009 г.), — говорит юрист Игорь ЛОМОВ. — Эвакуатор может забрать машину, если она неправильно припаркована, создаёт аварийную ситуацию или водитель пьян. До этого инспектор ГИБДД должен составить протокол. Если водитель не согласен с тем, что он нарушил ПДД, то он не должен подписывать постановление о привлечении к административной ответственности. Иначе он подтвердит решение инспектора, и ему останется только оплатить штраф в течение 60 дней. Неправомерное решение ГИБДД можно обжаловать в суде.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

«Оставьте нам утренний рейс из Комсомольского!»

С 1 октября в посёлке Комсомольский отменили первый рейс автобуса № 116, отправлявшегося в Белгород в 6.05. Раньше за ним шёл автобус в 6.35. Теперь два рейса объединили, и один автобус выезжает в 6.25.

— Из-за этого я и другие жители посёлка, у которых рабочий день начинается в 7 утра, опоздали на работу, — рассказала «Житью» жительницы Комсомольского Любовь Анишина. — Нам ведь ещё и с пересадками ехать. Я работаю на хлебокомбинате, и опоздания для меня недопустимы. Не представляю, как я теперь буду попадать на работу.

Жители посёлка пытались дозвониться в транспортный отдел администрации Белгорода, но безуспешно (о том, что там практически никогда не берут трубку, не понаслышке знают и корреспонденты «Житья»). Поэтому белгородцы через газету просят оставить утренний рейс.

Подписывайтесь на «МОЁ! Белгород» в Яндекс.Новости и на наш канал в Дзене. Cледите за главными новостями Белгорода и области в Telegram-канале и в группе во «ВКонтакте».

Новости других СМИ