«Построить самолёт может каждый»
Отец десятерых детей своими руками соорудил вертолёт и легкомоторный самолёт
Владимир Мартиросян со своей семьёй живёт в селе Никольское. У 56-летнего Владимира Гургеновича десять детей — четверо своих и шесть приёмных. Жизнь главы большой семьи проходит не только в хлопотах и заботах о детях. Находится в ней место и настоящему увлечению. Владимир Гургенович летает на мотодельтаплане и конструирует летательные аппараты.
«Мне бы в небо»
Страсть к небу у Владимира Мартиросяна с детства. С 8 лет он занимался в авиамодельном кружке — мастерил маленькие самолёты. Когда вырос, собирался стать лётчиком, но не получилось.
— Срезали меня на первой же медкомиссии, зрение подвело. Очень расстраивался, — рассказывает Владимир. — Но любовь к небу осталась. Не получилось летать на чужих самолётах, решил строить свои.
Долгое время не было на это времени. Сначала Владимир получал высшее образование, а их у него два — биофак пединститута и политех по специальности «Программирование», а потом семья, дети.
Осуществлять мечту он начал уже в зрелом возрасте и вместе с братом построил вертолёт. Кабина из фанеры и оргстекла, есть хвост, приборная панель, рычаги, ручки — всё как полагается.
— Я поднимался на нём в небо, летал, а сейчас стоит вот. Слили с братом тосол, залили воду и забыли. Вспомнили, когда мороз ударил. Но если немного с ним поработать, летать будет.
В гараже у нашего героя стоит легкомоторный самолёт, на котором он планирует подняться в небо весной. Он вмещает двух человек и 200 килограммов груза и развивает скорость до 240 км в час. Самолёт спроектирован так, что при посадке летит со скоростью 60 км в час. Это позволит спасти жизнь пилота в случае неудачного приземления.
— Кабина самолёта сделана из стеклоткани, пропитанной эпоксидной смолой, двигатель и приборы — от машины «Субару», амортизатор — от японских мотоциклов. Скоро поставим крылья и летать можно будет. Например, на Волге порыбачить сможем с братом, — улыбается авиаконструктор.
— Где вы всему этому научились? — не унимаюсь я. — У вас два высших, но вы ведь не авиастроитель.
— Заходите в Интернет, скачиваете учебники для авиационного института и проходите полный курс. Посидите пару-тройку лет над учебником и во всём разберётесь. Построить самолёт может каждый. Главное — захотеть!
Первым делом... семья
Несмотря на всю увлечённость небом, главное в жизни мужчины совсем не самолёты, а семья. У Владимира Гургеновича и его жены Риты Шагитаевны десять детей. Четверо своих: сыновья Гурген и Марат, которым 27 и 26 и 18-летние Диана и Лиана. Первые приёмные дети, Илья и Элеонора, появились у Мартиросянов семь лет назад.
— В Армении нет детдомов. Если дети остались сиротами, их забирают родственники, друзья, соседи, — говорит Владимир. — Как-то сказал об этом в компании, а мне ответили: «А вот в детдоме живут двое сирот-армян, брат и сестра». Мы поехали и забрали их.
Через несколько месяцев у Элеоноры был день рождения. «Что тебе подарить, дочка?» — спросил папа. Девочка подумала и рассказала, что в детдоме у неё осталась подружка. Так появилась Даша.
— Поскольку у нас приёмные дети, нам часто приходилось общаться с органами опеки, к нам приходили, проверяли, как они живут, — рассказывает Владимир Гургенович. — И однажды предложили: в детдоме живёт мальчик с ДЦП, в детдоме он не выживет. Возьмёте?
— Я испугалась: инвалид, вдруг не справимся? — вспоминает Рита Шагитаевна. — Мне ответили: а вы возьмите на выходные, посмотрите. Если что, вернёте. Мы взяли, а муж говорит: «Давай оставим, разве он объест нас?» И Максим остался. Сейчас вы и не поверите, что у него ДЦП. Мальчик на роликах катается. По три раза в год его в санаторий отправляем, здоровье и наладилось.
А самых младших, братьев Серёжу и Артёма, Мартиросяны взяли из дома малютки. У большой семьи много хлопот, но они счастливы. Главное, как считает Рита Шагитаевна, уметь всех организовать. Кстати, она психолог, преподаёт в школе приёмных родителей:
— Я им говорю: если вы считаете, что с помощью приёмных детей улучшите своё материальное положение, уходите прямо сейчас. Многие считают, что многодетным государство во всём помогает, но в основном мы рассчитываем только на себя.
В ТЕМУ
Сколько стоит самолёт построить?
Когда мы задали этот вопрос Владимиру Мартиросяну, тот оглянулся по сторонам и с улыбкой сказал: «А жены рядом нет? Дорого».
Так, например, двигатель обходится в 60 000 рублей. Редуктор — 30 000. Нужно заказывать стеклопластик и эпоксидную смолу. В общей сложности уходит более 150 тысяч. Многодетной семье сразу найти такие средства сложно, поэтому и на производство авиатехники уходят годы.
Читать все комментарии