В очереди за ОСАГО придётся стоять два месяца
Как изменилась ситуация с автогражданкой после увеличения тарифов
В апреле полисы обязательного страхования автогражданской ответственности в очередной раз подорожали. Банк России повысил страховые тарифы по ОСАГО, сославшись на убыточность этого вида страхования. Также при корректировке тарифа учитывали подорожание запчастей автомобилей из-за снижения курса рубля.
Исключением стала компания «Росгосстрах». В большинстве регионов страны её представители не стали поднимать цены на полисы ОСАГО выше нижней границы тарифного коридора, установленного Банком России. В пресс-службе «Росгосстраха» заявили, что сделано это во избежание возникновения социальной напряжённости.
Тариф «Росгосстраха» в Белгородской области вырос на 33%. Эта фирма установила максимальный тариф только в Москве, Санкт-Петербурге, Cтавропольском крае и Дагестане. Большинство других страховых компаний увеличили тариф на Белгородчине по максимуму — на 60%, объяснив свой выбор высокой убыточностью ОСАГО. Например, максимальный тариф в Белгородской области у страховой компании ВСК, «Уралсиб страхования» и «Согласия». Компания «Согаз» установила максимальный тариф везде, кроме Калининградской области. То есть если, к примеру, автогражданка на «Форд Фокус» 2008 года выпуска мощностью 145 лошадиных сил, водитель которого не попадал в аварии, в прошлом году стоила около 2 800 рублей, то с апреля 2015 года за неё придётся отдать уже почти 4 500 рублей.
— Когда я узнал, что ОСАГО подорожало, решил выбрать фирму, где будет подешевле, — рассказал белгородец Роман Чернов. — Вначале я пытался выяснить всё по телефонам. Дозвониться в большинство офисов было сложно. Я решил ходить по страховым лично. При этом в офисах очередей я не заметил, хотя страховщики утверждали, что очереди огромные, так что оформлю полис я не раньше чем через две недели — месяц. Другие говорили, что у них бланков нет из-за наплыва клиентов. В итоге в «РЕСО-Гарантии» мне повезло. Написал заявление, на следующий день мне всё оформили. Я уже не думал о цене, взял страховку, за сколько предложили.
В Центробанке посчитали, что подорожание ОСАГО позволит улучшить работу страховых компаний: избавит автовладельцев от стояния в очередях и навязывания дополнительных страховок. Но практика показала, что ситуация изменилась мало. Читатели «Житья», как и раньше, жалуются на сложности при оформлении автогражданки.
В белгородских офисах страховых компаний клиентов немного. Оно и понятно — во многих из них по-прежнему навязывают дополнительные полисы, так что туда люди не торопятся. Но и там, где полисы купить проще, живых очередей нет. На первый взгляд всё спокойно, но оказалось, что очереди, да ещё какие, существуют в электронном виде.
— У меня заканчивался срок действия полиса ОСАГО в конце марта, — рассказал белгородец Дмитрий Ефремов. — Я позвонил в страховую компанию «Согласие», где мне сказали, что записаться на получение полиса нужно по телефону. Оказалось, что ближайшая запись — на июнь! Сказали, что у них сейчас большой поток клиентов. А мне теперь без страховки ездить?
Возможно, очереди возникли из-за того, что ещё недавно некоторые страховщики всеми возможными способами затягивали оформление белгородцам полисов, ожидая, что в самое ближайшее время смогут продать их дороже.
— Я обратился в страховую компанию «Макс» за продлением полиса ОСАГО в начале апреля, за неделю до окончания срока его действия, — говорит белгородец Эдуард Яковлев. — Но работники офиса сказали, что не оформляют заявления, и посоветовали мне прийти после 12 апреля. В итоге я несколько дней обходился без машины, потому что срок прежней страховки закончился, а потом получил полис ОСАГО по новому тарифу, хотя приходил заранее.
Получается, что подорожание страховок не помогло избавиться от проблем. А замученным ОСАГО белгородцам можно отнести заявления на недобросовестных страховщиков в УФАС по Белгородской области, региональный Роспотребнадзор и прокуратуру. Также с недавних пор с жалобами на неправомерные действия страховщиков по поводу договора ОСАГО можно обращаться в Банк России. Если автовладелец предоставит документальное подтверждение нарушения, то банк наложит на должностных лиц штраф 50 тысяч рублей.
ВОЗЬМИТЕ НА ЗАМЕТКУ
Что делать, если с оформлением ОСАГО возникли проблемы?
На официальном сайте департамента экономического развития Белгородской области по адресу: www.derbo.ru — в разделе «Страховой рынок» размещён алгоритм действий по урегулированию споров в сфере автогражданки, а также образец жалобы на действия страховой компании при заключении договора ОСАГО. Её можно отправить в отделение по Орловской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу, которое контролирует деятельность филиалов страховых компаний на территории Белгородской области. Пожаловаться туда можно по адресу: 302001, г. Орёл, ул. Гостиная, 6. Телефон (4862) 43-49-01. Также пожаловаться можно в интернет-приёмной Банка России на сайте www.cbr.ru.