«Мы спасались от войны в санях, запряжённых коровой»

Наша читательница рассказала о своём военном детстве

13.07.2016 16:31
МОЁ! Online
0

Читать все комментарии

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

—12 июля исполнилось 73 года со дня знаменитой битвы под Прохоровкой, когда мы разбили фашистов. Но сколько бы ни прошло времени после Великой Отечественной войны, мы, дети войны, будем всегда помнить события тех лет, — рассказывает Людмила Лебедева. — Родилась я в 1935 году в селе Хохлово Белгородского района в семье колхозников. Когда началась война, моим ровесникам не было и 7 лет. Мой отец ушёл на фронт, а я, трёхлетняя сестрёнка, мама и бабушка остались в селе, куда пришёл враг.

Помню, как снаряды летели через дома и падали на огороды. Бабушка молилась и прятала нас, прикрывая, чем могла. В нашем доме какое-то время жили мадьяры: они занимали большую комнату, а мы ютились в маленькой, где была плита с дровяным отоплением.

В памяти остались две эвакуации: в Сумскую область и село Городище Корочанского района. В первый раз это было зимой. Сосед-инвалид сделал для нас глубокие сани с широкими полозьями, в которые впрягли корову.

В уголке саней сидела моя сестрёнка, за санями шла я, мама вела корову, а бабушка держалась за сани сбоку. Помню, как по дороге ехала военная техника. В пути мы попали в сильную метель. Так как я идти уже не могла, меня положили в сани сверху рядом с сестрой, привязав верёвкой. Я плакала и приговаривала: «Лучше бы я ушла с папой на фронт».

Когда мы пересекали овраг с нашим обозом, корова поскользнулась, упала и перевернула сани, а мы упали в сугроб. Благо, мы подошли к селу, где местные жители поселили нас у себя, отогрели. Потом жили в клубе, где была плита-чугунок без дна на кирпичном помосте, на которой готовили еду.

Вторая эвакуация была летом. В Городище я впервые увидела наших солдат. Они нас кормили, а мама им по их просьбе шила и ремонтировала одежду. Жили мы в большом сарае и спали на нарах вместе с другими людьми.

Хорошо помню возвращение домой. Село разрушено, во дворе у нас — окопы, в огороде — стоянка для «катюши». После войны был голод. Мы толкли в ступке очистки картофеля, смешивали со щавелем и пекли лепёшки. Топить печь было нечем, дети собирали хворост и бурьян, чтобы как-то обогреться.

Вплоть до старших классов мы жили без электричества, учились и в школе, и дома, при свете керосиновой лампы. Во время летних каникул младшие собирали колоски и выполняли другие сельхозработы, а старшеклассники работали на комбайне.

Я всегда буду помнить эти страшные испытания для наших отцов, матерей, детей, для всего народа, и какой ценой была завоёвана Победа. Мы, дети войны, благодарны нашим родителям, учителям и ветеранам войны, обеспечившим нам мирную жизнь.

 

Подписывайтесь на «МОЁ! Белгород» в Яндекс.Новости и на наш канал в Дзене. Cледите за главными новостями Белгорода и области в Telegram-канале и в группе во «ВКонтакте».

Новости других СМИ