«Детям всё равно, какой у кого диагноз»

В Белгороде в обычной школе открыли два специальных класса, в которых занимаются дети с диагнозом «аутизм»

08.10.2016 01:00
МОЁ! Online
0

Читать все комментарии

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

Читайте «МОЁ! Белгород» в

На базе белгородской школы № 43 с 1 сентября заработали два ресурсных класса для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) — аутизмом. Сейчас туда ходят 12 детей. Главная надежда всех участников процесса — это добиться, чтобы когда-нибудь в будущем эти дети смогли учиться вместе с самыми обычными детьми в самых обычных классах. Эта надежда почти призрачная, но в Белгороде уже сделали шаг в её направлении.

Что такое аутизм?

Аутизм — это врождённое психическое расстройство, основные проявления которого сводятся к возникновению у ребёнка трудностей в общении с окружающими людьми. Люди в подобном психопатологическом состоянии неспособны выражать свои эмоции, понимать эмоции других, отсюда трудности с речевым и интеллектуальным развитием. Такие дети замкнуты, не интересуются окружающим миром, слабо реагируют на внешние стимулы, не идут на контакт, относятся к близким как к неодушевлённым предметам. Ребёнок, страдающий аутизмом, не способен играть с другими детьми, он часто повторяет одни и те же слова или движения. Нередко наблюдается беспричинный смех, плач или приступы злости. Внешняя среда — звуки, запахи, прикосновения, яркий свет — часто являются большим стрессом для ребёнка с РАС. До сих пор не установлены причины возникновения аутизма, способов лечения тоже не существует. Но детей с аутизмом можно адаптировать к жизни в обществе. Это долгий и сложный процесс.

«Программа у каждого своя»

Благотворительный фонд содействия решению проблем аутизма «Выход в Белгороде» обратился к местным властям за поддержкой в вопросе социальной адаптации детей с РАС. В мае мэр Белгорода Константин Полежаев одобрил проект по созданию условий для обучения детей с РАС в муниципальной системе образования. Так появились дополнительные, ресурсные классы в школе № 43, где давно ведут работу с необычными детьми.

— У нас в школе есть учителя для ресурсных классов, которые имеют дефектологическое, логопедическое, педагогическое образование, — рассказала директор МБОУ СОШ № 43 Ирина СИДЕНКО. — У каждого ребёнка есть свой тьютор — сопровождающий, который занимается с ним. Есть отдельная система, по которой проходит оценивание уровня развития детей, после неё под ребёнка расписывается программа обучения.

Хоть дети пока и занимаются в отдельных ресурсных зонах, но числятся они каждый в своём общеобразовательном классе. Специалисты надеются, что когда-нибудь дети с РАС смогут продолжить обучение среди своих сверстников. Увы, когда это случится и случится ли вообще, сказать сложно. Другие ученики и их родители знают, что в их школе есть особенные ребята, которым нужны поддержка и помощь. По словам Ирины Сиденко, никто из родителей не был против появления в школе ресурсных классов, никто не высказывал опасений за своих детей.

— Задача команды педагогов, которые участвуют в обучении детей с аутизмом, —бережно и последовательно включить ребёнка в совместное со сверстниками обучение и общение. Дать ему максимум самостоятельности, насколько это в его возможностях, и сделать процесс обучения комфортным для всех детей, — говорит президент Фонда содействия решению проблем аутизма «Выход в Белгороде» Наталья ЗЛОБИНА. — Ребёнок с аутизмом останется человеком с аутизмом, когда вырастет, потому что это постоянная особенность его развития, но если ему помочь, то качество и его жизни, и жизни его семьи изменится. Потому что любой человек с особенностями, адаптированный к жизни в обществе, может приносить пользу обществу, государству.

Наталья — сама мама ребёнка с аутизмом и знает об этом многое. Её сыну Макару поставили диагноз в 4 года, и тогда она столкнулась с множеством трудностей, главной из которых было отсутствие информации о болезни. Женщина не знала, что это за нарушение, какое будущее ждёт сына, что нужно делать, чтобы ему помочь. По крупицам она узнавала об аутизме из разных источников, многие из которых содержат почти мифологические данные о болезни — якобы причина аутизма в «холодной матери» или алкоголизме родителей. Нет, ребёнок с аутизмом может родиться в любой семье. И помощь таким семья Наталья сделала своей работой.

Тьютор — это суперчеловек

Первый этап обучения ребёнка с РАС — это налаживание контакта между ним, тьютором и педагогом. Тьютор — это специально подготовленный человек, наставник, который в школе постоянно находится рядом с ребёнком, помогая ему во всём. Тьютор делает всё, чтобы у особенного ученика сформировались только приятные ассоциации со школой. Ребятам уделяют много внимания, играют с ними, угощают вкусностями, раздают игрушки.

— Это делается для того, чтобы ребёнок начал считать своего тьютора суперчеловеком, который может дать ему всё: поиграть, позаниматься, пообниматься, — рассказала учитель ресурсного класса Анна ПЛЕХАНОВА. — Ребёнок должен приходить в школу с удовольствием, поэтому мы и даём всякие игрушки и угощения.

Все дети прошли тестирование, которое показало, какие навыки они имеют. Учителя ресурсных классов вместе с психологами расписали индивидуальные программы для учеников. В школу дети приходят к 8 утра, первый урок общий, они приветствуют друг друга, заполняют календарь. Помимо индивидуальных уроков есть групповые, но с разными заданиями. Например, окружающий мир, тема «Осень». Тьюторы с учителем и детьми садятся за общий стол, и каждый ребёнок выполняет свой урок: кто-то говорит, какая погода, кто-то называет температуру. После все делают общую аппликацию.

Корреспонденты «Житья» приехали в школу и посмотрели, как занимаются ребята с РАС. Мы увидели большой светлый класс, дети с тьюторами сидят поодаль друг от друга, чтобы не мешать. Видно, что процесс их увлекает. Тьюторы — молодые девушки, и выглядит это очень по-семейному, будто старшие сёстры помогают младшим с домашним заданием.

На каждого ученика заведена база данных, по которой педагоги следят за процессом, помечают, чему ребёнок научился, где имеются пробелы. В программе — восприятие речи, зрительная, двигательная деятельность, социализация, просьбы, приём пищи и многие другие. Каждый навык нужно постоянно закреплять, поэтому родители тоже активно участвуют в процессе, получая задания на дом.

Рядом с классом расположена сенсорная комната, в ней дети отдыхают, снимают накопленный стресс, чтобы продолжить занятия. У каждого ребёнка это происходит по-разному: кому-то нужно полежать в темноте, кому-то нужно завернуться в толстое одеяло, кому-то — абсолютная тишина.

— Детям из общеобразовательного класса никто не запрещает прийти в эту комнату, чтобы поиграть и отдохнуть. Как отмечают педагоги, дети не осторожничают и не боятся, как взрослые, они сразу пытаются установить контакт с ребёнком с РАС, — говорит Наталья Злобина. — Когда дело доходит до интересной игры, им совершенно всё равно, у кого какой диагноз.

«Сначала было страшно, а теперь интересно»

Иногда на урок вместе с детьми приходят и их родители. Те очень надеются, что ресурсные классы помогут найти ребятам свое место в жизни.

— Раньше мы избегали шумных помещений, не могли позволить себе зайти в поликлинику, магазин, ребёнок сразу тянул обратно, мог закричать, закрывал уши, — поделилась с «Житьём» мама 10-летнего Арсения Татьяна Мовсесян. — А тут я приятно удивлена, как он вошёл в детский коллектив, как гуляет на переменах, всё это ему очень нравится. Заходим с удовольствием в школу, здороваемся на вахте, пока всё идёт гладко.

Педагоги и родители отмечают, что прогресс есть и дети с РАС идут на контакт со своими сверстниками из обычных классов, встречаясь с ними на переменах и в столовой. Кстати, едят они за общими столами и уже привыкли к школьному меню. А несколько детей с аутизмом даже присутствовали на праздничной линейке. Для обычных детей и их родителей это всё обыденные вещи, они представить себе не могут, что для кого-то сесть за обеденный стол с кучей незнакомых людей — это огромная работа.

Большинство психологов и дефектологов сходятся в том, что для детей с аутизмом инклюзивное образование крайне важно и полезно. Ведь дети с РАС станут взрослыми с РАС, им придётся контактировать с окружающим миром. Но многих волнует вопрос: как совместное обучение с такими детьми влияет на обычных школьников? Многие родители видят в детях с аутизмом опасность для своих чад.

— Выпускники инклюзивных школ обладают более развитыми способностями к коммуникации, лучше понимают окружающих, демонстрируют большую гибкость, — говорит психолог Алла КОВАЛЕВСКАЯ. — В школе, где дети с раннего возраста учатся понимать особенности друг друга, возникает атмосфера доверия, развиваются толерантность, забота. Само по себе пребывание ребёнка с РАС в школе не гарантирует для него эффективного обучения академическим навыкам. Но создание условий (ресурсный класс, адаптированная программа), нахождение рядом обычных детей позитивно сказывается на детях с аутизмом. Они видят своих сверстников, копируют модель их поведения, могут им подражать. 

Есть польза и для педагогов: они получают уникальный опыт, пытаясь установить контакт с аутистом, проявляя зачастую настоящую педагогическую виртуозность.

Впрочем, не все учителя и родители одобряют инклюзивное образование. Некоторые боятся, что те или другие дети начнут обижать друг друга, а некоторые считают, что дети с аутизмом будут забирать слишком много времени на уроке, ведь им учителя будут уделять больше внимания. По мнению специалистов, эти опасения связаны лишь с тем, что в нашей стране к такому об-учению не привыкли и не хотят ничего менять, не замечая плюсов для всех.

ЕСТЬ МНЕНИЕ

«Школы отказывают детям-аутистам, потому что нет условий и специалистов»

Фонд содействия решению проблем аутизма в России «Выход» учреждён 8 ноября 2012 года режиссёром и сценаристом Авдотьей Смирновой, женой известного политика Анатолия Чубайса. Фонд не оказывает адресной помощи, но собирает средства под проекты, призванные решать задачи, связанные с лечением и реабилитацией людей с аутизмом в России. Ещё пять лет назад диагноз «аутизм» не был официально признан. Поэтому первую свою задачу фонд видит в том, чтобы информировать общество об этом заболевании, бороться с мифами о нём и ориентировать граждан, где и каким образом им могут помочь.

— У нас есть очень хороший закон «Об образовании», очень прогрессивный. По этому закону доступ к образованию гарантирован всем детям, включая детей с тяжёлой формой аутизма, — говорит президент благотворительного фонда «Выход» Авдотья СМИРНОВА. — Однако на уровне школ и детских садов, кроме Воронежской области, где к вопросу подходят системно, и сейчас ещё Белгородская область подтягивается, во всех регионах сплошь и рядом родители получают отказ. Школы отказывают по самым разным причинам — по подзаконным актам, потому что нет особых условий, потому что нет специалистов. Предлагают родителям перевести детей на надомное обучение. Таким образом, мы получаем не одного ребёнка, а целую семью, запертую в четырёх стенах.
Подробнее о программах и проектах Фонда «Выход в Белгороде» можно узнать на сайте www.outfundbel.ru

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Школьников заставят работать

Новый руководитель Минобрнауки России Ольга Васильева представила членам Совета Федерации реформы, которые предстоит провести в ближайшее время в системе образования.

Главная цель — возродить в школе функцию воспитания и использовать проверенные временем традиции советской системы образования. В частности, министр заявила о необходимости вернуть для школьников уборку помещений и школьного двора, а для сельских учеников ­— сельхозработы на пришкольных участках, где выращиваются овощи и фрукты.

— Конечно, труд не должен представлять угрозу жизни и здоровью школьника, но мы должны вернуть прежде всего ответственность маленького человека за то место, в котором он проводит 11 лет, — заявила Ольга Васильева. — Мы должны воспитывать не маленького потребителя, а созидателя, который в этой школе созидает вместе с учителями и родителями.

В Минобрнауки, кроме того, задумали возвращение летних трудовых лагерей, причём отвечать за детей, которые туда поедут, будут учителя. Сенаторы поддержали министра и выдвинули свою идею — вернуть кружки в школы. Например, поэтические, музыкальные, художественные. Министр согласилась, поскольку всё это важно для воспитания человека, так что все эти начинания будут в ближайшее время внедрены в учебный процесс.

Подписывайтесь на «МОЁ! Белгород» в Яндекс.Новости и на наш канал в Дзене. Cледите за главными новостями Белгорода и области в Telegram-канале и в группе во «ВКонтакте».

Новости других СМИ