Навязались на нашу голову

Белгородские страховые компании при заключении договора ОСАГО включают в комплект дополнительные услуги, не предупреждая клиентов

14.09.2013 01:00
МОЁ! Online
0

Читать все комментарии

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

Читайте «МОЁ! Белгород» в

На российском рынке страховых услуг произошёл крупный скандал. Пермское УФАС за невыполнение предписания оштрафовало на шесть миллионов рублей филиал компании «Росгосстрах». Суть нарушения оказалась в том, что страховщики продавали полисы ОСАГО в комплекте со страховкой от несчастных случаев, отчего цена полиса автоматически вырастала в полтора-два раза. При этом страховая компания отказывалась оформлять ОСАГО, если клиент не оформит дополнительную страховку. 

Как оказалось, по аналогичной схеме страховки продавались также и в других регионах: в соседнем Курске, Ростове. Были такие случаи и в Белгороде. Так, некоторые автовладельцы, купив ОСАГО в белгородских страховых компаниях, с удивлением замечали, что они заключили не один договор, а два. Когда же автомобилисты начинали возмущаться, страховые агенты им объясняли, что по инструкции не могут дать ОСАГО без второго полиса — страхования жизни и здоровья.

Кто-то не стал спорить, а некоторые обратились с жалобой к антимонопольщикам. Но оснований для привлечения страховщиков к ответственности не оказалось. 

— Мы провели внеплановую проверку по жалобам граждан, приобретавших ОСАГО, — сообщила «Житью» начальник отдела рынков и естественных монополий белгородского УФАС Анна УВАРОВА. — Но мы не можем привлечь страховщиков к ответственности, потому что у нас нет доказательств того, что они навязывали второй полис. То есть в данном случае должен быть письменный отказ страховой компании в выдаче полиса ОСАГО. Но таких отказов компании не выдавали, а предлагали автовладельцам идти страховаться в другое место. Ранее у страховщиков был приказ, в котором чётко указывалось, что продажа полисов ОСАГО идёт в комплекте с полисом страхования жизни и здоровья, но этот приказ они затем аннулировали. 

Чтобы доказать вину навязчивых страховщиков, необходимо собрать доказательства: либо добиться письменного отказа, либо записать разговор со страховым агентом на диктофон. Файлы нужно прикрепить к письму в белгородское УФАС и прислать по адресу: to31@fa.gov.ru. Либо принести на приём лично по адресу: г. Белгород, ул. Преображенская, 82, предварительно позвонив по телефону 8 (4722) 32-16-92.

Под предлогом покупки ОСАГО мы обзвонили несколько страховых компаний и поинтересовались условиями оформления страховки. Довесок в виде дополнительного полиса нигде не предложили. Однако не стали отрицать, что такое раньше практиковалось. 

 — Похожая услуга у нас была, мы предлагали застраховать автогражданскую ответственность вместе с жизнью и здоровьем, — призналась менеджер одной из компаний Белгорода. — Но сейчас мы этим не занимаемся — начальство дало команду прекратить. Надолго ли это, не знаю.

Понятно, что подобная навязчивая схема — не что иное, как способ повысить продажи не пользующихся особой популярностью страховых услуг. Однако юристы видят в этом нарушение «Закона о защите прав потребителей».

— Закон запрещает обуславливать приобретение одних товаров и услуг другими, — говорит юрист Игорь ЛОМОВ. — Убытки, причинённые потребителю из-за нарушения его права на свободный выбор, возмещаются продавцом. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких услуг, а если они оплачены, требовать возврата уплаченной суммы. Однако обязать вернуть деньги может только суд.

СПРАВКА «ЖИТЬЯ»

Как избежать навязывания дополнительных услуг

Советует юрист общества защиты прав потребителей Виталий МЕЛЬНИКОВ:

— Внимательно изучить документы, которые вам предоставляет страховой агент, перед тем как ставить на них подпись. Особое внимание следует обратить на приложения к договору и не лениться читать условия, набранные мелким шрифтом. Прямо спросить менеджера, не предлагает ли компания каких-либо дополнительных страховок, сколько они стоят и каковы последствия их заключения.

Если эти страховки вам не нужны, отказывайтесь. По закону менеджер не имеет права отказать в оформлении полиса ОСАГО. Если менеджер ссылается на некие «внутренние правила компании», предупредите, что он нарушает законы «О защите прав потребителя» и «О защите конкуренции». В случае если вам всё равно отказывают в заключении договора, запишите имя менеджера и обращайтесь с жалобой в управление антимонопольной службы и Роспотребнадзор.

Подписывайтесь на «МОЁ! Белгород» в Яндекс.Новости и на наш канал в Дзене. Cледите за главными новостями Белгорода и области в Telegram-канале и в группе во «ВКонтакте».

Новости других СМИ