Действуй по протоколу
Сотрудники ГИБДД призывают белгородцев самостоятельно оформлять мелкие ДТП и рассказали, как это сделать
На прошлой неделе сотрудники ГИБДД провели брифинг, где подвели итоги за пять месяцев этого года. Полицейские рассказали, что принимают все меры для снижения аварийности на дорогах, но много времени у них уходит на оформление мелких ДТП. При этом водители жалуются на медлительность правоохранителей. Но ведь автомобилисты могут самостоятельно оформить ДТП, используя процедуру европротокола. Сотрудники ГИБДД рассказали, как это сделать.
Когда можно оформить европротокол
* Если в аварии участвуют два автомобиля,
* никто не погиб и не пострадал,
* участники ДТП имеют действительные полисы ОСАГО,
* автомобили получили мелкие повреждения — максимальная выплата по ОСАГО по европротоколу составит 50 тысяч,
* стороны договорились, кто прав, кто виноват, и не имеют разногласий.
Как заполнить бланк
При оформлении страховки каждому автомобилисту выдаётся бланк извещения о ДТП. Он должен храниться в машине. В ГИБДД бланки не выдают, это не государственный документ, в каждой страховой компании он выглядит по-своему. Но суть от вида не меняется. Заполнить бланк под силу каждому.
Лист разделён на две половины — для автомобилей «А» и «В». Водители решают, какую сторону каждый будет заполнять, и заполняют сначала свои протоколы, а потом делают аналогичные записи на бланке товарища по несчастью. Вторую страницу извещения водитель заполняет на свою машину.
Шариковой ручкой разборчиво нужно описать обстоятельства ДТП, сколько и какие повреждения получили машины. Нужно сфотографировать место аварии в течение часа после ДТП — общий план, чтобы было видно расположение машин, а затем все повреждения.
Можно ли уезжать с места ДТП?
После описанных выше процедур участники ДТП, взяв каждый по заполненному протоколу, могут разъезжаться. Далее в течение пяти дней они должны уведомить свою страховую компанию о случившемся и предоставить бланк извещения о ДТП с фото аварии. В течение ещё 15 суток ремонтировать авто нельзя, страховщики могут потребовать предъявить машину для осмотра.
На ДТП можно вызвать аварийных комиссаров, которые помогут оформить европротокол, составить схему ДТП. Им придётся заплатить от 800 до 2 000 рублей.
Что делать, если страховой полис оказался подделкой
Есть водители, которые, желая сэкономить, специально покупают липовые полисы ОСАГО, а есть и такие, кто попался на уловки аферистов. При оформлении европротокола на глаз определить, поддельный ли полис, невозможно. Если есть телефон с выходом в Интернет, зайдите на сайт Российского союза автостраховщиков и проверьте там, действует конкретный полис или нет.
— Бывают случаи, когда пострадавший водитель приносит в свою страховую извещение, а его полис в РСА не высвечивается и ему отказывают в выплате, — рассказал старший инспектор ГИБДД Павел ДЁГТЕВ. — Тогда нужно обращаться к нам, мы изымем этот полис, водителя оштрафуем, но оформим ДТП, человек получит справку и пойдёт в страховую компанию виновника аварии за выплатой.
Как определить ущерб
Основная проблема при оформлении ДТП — точно установить сумму ущерба. Случается, вроде решили, что в 50 тысяч уложились, а в сервисе потом сказали, что денег нужно в два раза больше. Если есть сомнения в стоимости ремонта, лучше позвонить в дежурную часть ГИБДД. Если там порекомендовали сфотографировать место аварии, повреждения машин и прибыть в ГАИ для оформления ДТП, тогда сумму ущерба уже будут считать не по европротоколу.
— Водитель примерно должен определить сумму повреждения, он знает, за сколько его покупал, когда-то,наверное, чинил, должен знать цены, — говорит юрист Леонид КАПЛИЙ. — Но в бардачке лучше иметь линейку, ручку и рулетку для точных измерений повреждений.
По мнению правозащитника, европротокол при мелких авариях больше подходит для водителей недорогих авто. Потому что, если попал в дорожное происшествие на новой иномарке, понять, насколько пострадала машина, очень сложно. И тогда всё-таки придётся вызывать автоинспекторов.
Почему страховая отказывается платить
— За выплатой по европротоколу обращаются всего до 25% жителей региона. Автомобилисты плохо знакомы с процедурой и боятся совершить ошибки, которые приведут к отказу в выплате. В условиях, когда цены на запчасти и ремонт постоянно растут, автовладельцы не могут определить, укладывается ли ущерб в установленный лимит, — рассказывает директор белгородского филиала компании «Росгосстрах» Андрей ТАЛАЛАЙ. — Основные ошибки — в заполнении извещения о ДТП, неверное определение размера ущерба, отсутствует (или составлена неверно) схема ДТП, в связи с чем невозможно установить виновника, указанные обстоятельства ДТП противоречат схеме.
Страховая компания отказывает в выплате страховки, если:
* владельцы по-разному описывают обстоятельства ДТП;
* есть расхождения между описанными повреждениями, обстоятельствами ДТП и следами на авто;
* не все графы извещения заполнены, отсутствует схема, отсутствуют подписи обоих водителей;
* ущерб превышает лимит.
Если страховая компания отказывает в выплате, ссылаясь, что в 50 тысяч вы не уложились, нужно подавать в суд на компанию. Она выплатит 50 тысяч, а остаток нужно взыскивать с виновника ДТП опять же в судебном порядке.
Чтобы свести ошибки к минимуму, эксперты советуют перед заполнением европротокола набрать номер горячей линии страховой компании и проконсультироваться либо позвонить в дежурную часть ГИБДД. Если вы не уверены в своих силах, вызывайте ГАИ, иначе в суде будет трудно доказать свою правоту.
Против агрессивных водителей действуют скрытые патрули
С 8 июня в правилах дорожного движения появился такой термин, как агрессивное вождение.
Это выезд на полосу встречного движения, резкое перестроение с левого крайнего ряда в правый крайний и ряд других нарушений, которые уже были в ПДД и за них предусмотрены отдельные штрафы. Но теперь будут наказывать ещё и за неоднократность нарушения, то есть за два или больше раз подряд. Только размер штрафов за опасное вождение пока не определён. Депутаты Госдумы обещают придумать наказание осенью, и оно будет суровым.
В Белгороде с агрессивными гонщиками ведут борьбу своими методами.
— Довольно много информации мы черпаем из Интернета, из обращений граждан по моментам, связанным с такой ездой, — говорит начальник отдела ГИБДД УМВД России по Белгороду Сергей МАРЦЕВ. — Каждый день мы используем в городе два скрытых патруля. Машины без специальной покраски и каких-либо знаков укомплектованы оборудованием фото — и видеофиксации. Ежедневно инспекция выявляет свыше 10 правонарушений на дорогах. В зависимости от нарушения водителю грозит либо штраф, либо лишение водительских прав.
Маргарита ХОХЛОВА
Читать все комментарии