Ради набережной пожертвуют гаражами
Городские власти хотят избавить Белгород от пережитков прошлого и обещают компенсировать людям убытки
В одном из прошлых номеров мы писали о планах по строительству набережной в городе, которая будет самой протяжённой в России. На прошлой неделе история получила продолжение. 19 мая в Белгороде состоялось заседание комиссии по формированию комфортной городской среды, где обсуждалась будущая набережная и одна из наболевших проблем города — парковочное пространство.
Гаражи мешают набережной
На заседании присутствовал губернатор Евгений Савченко, который предложил заменить гаражи современными паркингами.
— Нам нужно избавляться от гаражных застроек в центральной части города, — заявил губернатор. — Эти гаражи были построены в советское время, это пережиток прошлого. Гаражи уместны только за городом, но не в центре, где они мешают. Например, есть гаражная застройка в районе «Конпрока» — ГСК «Ласточка». Там будет проходить набережная.
В зону набережной попадают около 4 тысяч гаражей, Евгений Савченко привёл другой пример: за зданием областного управления культуры, которое является памятником архитектуры, находятся ржавые грязные гаражи.
— За прекрасным зданием сов деповские, неуклюжие гаражи, — заметил Евгений Степанович. — Там должны быть деревья посажены или клумба. От сортиров город очистили, теперь давайте очистим от гаражей.
Собственникам выплатят компенсацию
Среди владельцев гаражей есть не только те, кто арендует землю, но и собственники, которые в отличие от арендаторов имеют право получить денежную компенсацию за свою собственность.
— Главное, чтобы при сносе гаражей нам выплатили справедливую цену и у нас была возможность купить новый, — говорит белгородец Александр Кулаков. — Например, мне нужен именно гараж, а не парковка — я сам ремонтирую свою машину. Как я буду чинить её на обычной парковке? Я не буду переплачивать за автосервис, когда всё могу сделать сам.
С размерами компенсаций в мэрии пока не определились — всё это в стадии обсуждения. Впрочем, подсчитать её примерный размер нетрудно. Цена гаража в Белгороде варьируется от 150 000 до 800 000 рублей. В среднем он стоит 350 000 рублей.
Отметим, что на компенсацию могут рассчитывать только те граждане, которые имеют документы о праве собственности на гараж, то есть земля под которым приватизирована. Таких гаражей в городе около 70%, то есть вопрос требует серьёзного и взвешенного решения. И конечно, серьёзных финансовых затрат.
Если собственники будут не согласны с размером выкупной цены за гараж, они смогут оспорить её в суде. Но в любом случае решать этот вопрос необходимо с каждым владельцем отдельно. При этом к обсуждению гаражного вопроса властям стоит привлечь общественность и учесть мнение народа, особенно в финансовых вопросах. В противном случае судебные тяжбы изза гаражей могут стать просто нескончаемыми.
Плюсы
Положительным моментом этой инициативы является освобождение владельцев от налогов за гараж. Место для автомобилей у них будет — губернатор предложил выделить владельцам сносимых гаражей места на паркингах — а вот налог за него платить не придётся. Читатели «Житья» не раз жаловались, что плата за землю под гаражом просто запредельная. Три года назад она резко выросла из-за того, что Горсовет изменил корректирующие коэффициенты к ставкам арендной платы за пользование земельными участками, и гаражи по сумме налога фактически оказались приравнены к точкам торговли и общепита.
Между тем 80% владельцев гаражей — это пенсионеры, которым принадлежит 21 тысяча гаражей из 30 тысяч.
Законность повышения платы оспорила в суде прокуратура области. В итоге в некоторых случаях коэффициенты снизили, но не для всех.
— Был нарушен принцип определения арендной платы о том, что эта плата устанавливается в размере, соответствующем доходности участка, — говорит депутат Горсовета Александр Городков. — В постановлении также говорится о том, что порядок расчёта аренды земельной платы не должен отличаться для земель, отнесённых к одной категории, предназначенных для одного вида деятельности, а это также было нарушено. Сейчас это обжалуется в Верховном суде по представлению областной прокуратуры.
Минусы
Пока неизвестно, какой будет плата за паркинг. Место-то бывшему владельцу гаража выделят, но платить как минимум за его обслуживание придётся.
Губернатор предложил экс-владельцам гаражей выделять место на новой парковке бесплатно или за умеренную плату. Но потом уже всем автовладельцам, пользующимся паркингом, нужно будет организовать кооператив, который установит правила пользования парковкой и будет собирать деньги.
А пока плата в паркингах в областном центре выше, чем средний налог за гараж, — 3 000 рублей в месяц против примерно такой же суммы за год. Если опять же вспомнить, что владельцы гаражей — это в основном пенсионеры, то для их бюджета паркинг просто неподъёмная ноша. Конечно, если паркинги появятся в городе повсеместно, конкуренция вынудит снизить цены, но когда это произойдёт, неизвестно.
«Оценку собственности лучше сделать заранее»
— При расчёте размера компенсации рыночная стоимость гаража оценивается после того, как вас уведомили о планируемом сносе. Многие собственники ещё до того, как муниципалитет предложил им выкупную цену, заказывают экспертизу в лицензированном бюро независимых экспертиз — как показывает практика, конфликт с государством из-за компенсации случается очень часто, и собственники заранее перестраховываются, — говорит юрист Игорь Ломов. — Результаты экспертизы необходимо приложить к иску, но какой в итоге будет компенсация, решит суд. Если он примет вашу сторону, расходы на экспертизу муниципалитет обяжут вам вернуть.
Читать все комментарии