Весна пришла — асфальт растаял
Белгородские автомобилисты недовольны качеством дорог и их ремонтом
Оттепель, которая пришла в Белгород две недели назад, унесла с дорог не только снег, но и асфальт. Езда по некоторым улицам города стала настоящей игрой на выживание. Ежедневно в соцсетях белгородцы публикуют фотографии и видеоролики, на которых показаны улицы, напоминающие военные дороги после бомбёжки.
— По улице Победы в сторону Левобережья невозможно ездить — яма на яме, как будто война прошла, а ведь это центр города! — жалуется автомобилист Андрей Кравченко. — Неужели нельзя было лучше дорогу сделать? Каждый год ремонтируют, и каждый год ямы.
Почему дороги не выдержали зиму?
В конце февраля была запущена интерактивная карта убитых дорог России, на которую автомобилисты могли наносить самые страшные магистрали. Белгородцы тоже не остались в стороне и отметили там самые разбитые дороги областного центра. На карту позора попал участок Садовой рядом с городской детской больницей, улицы Горького, Лермонтова, Шаландина, Костюкова, Пирогова, Щорса, Островского, Победы, Гостёнская, Студенческая, Белгородский проспект и другие дороги.
По словам дорожников, в происходящем виновата погода. Зимой мороз несколько раз сменялся потеплением, вот дороги и не выдрежали.
— Есть две основные причины, по которой образуются ямы. Первая — частые перепады через ноль зимой: от минусовой температуры к плюсовой, — говорит главный инженер управления автомобильных дорог общего пользования и транспорта Белгородской области Андрей Филоненко. — Другая причина — вода и переувлажнение дорожного полотна и земли.
Дело в том, что вода для асфальта наиболее опасный сосед. А учитывая убогое состояние ливневой канализации в городе, наши дороги в этом смысле совершенно безащитны. Зимой вода превращается в лёд, который просто рвёт асфальтовое покрытие. Также дорожники утверждают, что на покрытие самым жутким образом влияют выхлопные газы и непосредственно автомобили. Хотя мы и сами догадывались, что если по дорогам не ездить, то и ремонтировать их не придётся. Похоже, к этому и призывают белгородцев ответственные за качество дорог товарищи.
Ремонтники мешают автомобилистам
Обвинить городские власти в том, что они ничего не делают, нельзя. В Белгороде уже начался ямочный ремонт на некоторых улицах города. Так, например, дороги подлатали на улице Губкина и Белгородском проспекте.
Однако этот самый ямочный ремонт у большинства горожан вызывает недоумение — асфальт порой заливают прямо в лужи. Дорожники утверждают, что это такая технология. Дыры латают литым асфальтобетоном: заливают горячий раствор, температура которого превышает 200 градусов, вода из ямы сама выпаривается и это позволяет не ждать, пока дороги высохнут.
Первый минус такого способа в том, что он дорогой: на то, чтобы залатать один квадратный метр уходит 750 рублей, поэтому так ремонтируют дороги там, где транспорта слишком много. Второй минус — такие латки живут недолго.
Но в апреле ремонтировать дороги в Белгороде будут уже другим методом — при помощи горячего асфальтобетона. Эту смесь изготавливают на асфальтовых заводах, которые заработают в конце марта.
Автомобилисты жалуются, что ямочный ремонт мешает движению. Работы начинаются утром, когда в городе интенсивное движение, и заканчиваются к вечеру. Почему работы не ведутся вечером и ночью, когда машин на дорогах минимум? Дорожники, с которыми пообщались корреспонденты «Житья», рассказали, что ночью они тоже хотят отдыхать. Да и ремонт нормально в темноте, при плохом освещении не сделаешь: ямы нужно засыпать ровно, и лежать асфальт должен слоем определённой толщины, которую нельзя ни уменьшать, ни увеличивать.
На всех денег не хватит
Всего в этом году планируют отремонтировать 20 улиц областного центра. В мэрии говорят, что пока есть предварительный перечень, где проведут ремонт, окончательный список будет известен, когда будет закончено ежегодное обследование технического состояния дорожной сети.
— Где-то мы сделаем только ямочный ремонт, поскольку средств, чтобы отремонтировать все улицы сразу, нет, — заявил мэр Белгорода Константин Полежаев. — Денег не так много — на ремонт дорог предназначено 330 миллионов рублей, тратить их будем разумно. Отремонтируем основные магистрали, по которым ходит общественный транспорт. Помимо этого запланирован ремонт на улице Есенина, реконструкция кольцевой развязки на улице Губкина с установкой светофора, благоустройство на Будённого.
Кто ответит за ямы на дорогах?
2 марта во время визита в Воронеж главы ГИБДД России Виктора НИЛОВА мы задали главному гаишнику страны вопрос, не планируют ли на федеральном уровне рассмотреть возможность ужесточения ответственности исполнительных органов власти за ямы на дорогах, которые становятся причиной ДТП. Причём мы имели в виду должностных лиц, чтобы штрафы выплачивались не из бюджета, а из кармана чиновников. Нилов рассказал, что 1 марта в Совете Федерации рассматривались поправки в КоАП об ужесточении ответственности для должностных лиц в 10 раз за плохие дороги. Сейчас ст. 12.34 КоАП («Несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения…») предусматривает штрафы для должностных лиц в 2 — 3 тыс. рублей, а для юрлиц — 300 тыс. В случае если Госдума примет поправки, одобренные Советом Федерации, штрафы для должностных лиц вырастут до 20 — 30 тыс. рублей. А если из-за ямы произойдёт ДТП, в котором кто-то получит травмы, должностным лицам придётся раскошелиться уже на 50 — 100 тыс. рублей (юрлицам — на 400 — 500 тыс.).
Впрочем, обольщаться по поводу ужесточения санкций для должностных лиц не стоит, ведь в КоАП существует статья 24.5 «Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении», по которой мэра или иное должностное лицо нельзя привлечь к ответственности за то же отсутствие ремонта дорог, если ранее он просил выделить на это бюджетные средства и получил отказ.
Если вы попали в ДТП из-за ямы на дороге...
Какие действия нужно предпринять, если вы попали в аварию из-за неудовлетворительных дорожных условий? Дать алгоритм действий мы попросили автоюриста, правозащитника Николая КИСЕЛЁВА.
- Вызовите сотрудников ДПС. Постарайтесь найти свидетелей, запишите их фамилии, адреса, телефоны.
- Снимите автомобиль и место ДТП на видео или фото.
- Когда прибудут сотрудники ДПС, примите действенное участие в оформлении материалов дела. Схема ДТП составляется в присутствии понятых, в ней должны быть точно отражены расположение автомобиля, полученные повреждения, размеры ямы, отсутствие дорожных знаков и ограждений.
- Потребуйте от инспектора ДПС составления «Акта выявленных недостатков в содержании дорог», в котором он должен указать фактические размеры ям, зафиксировать другие нарушения в содержании дорог. Возьмите копии всех составленных документов.
- После того как будет установлена организация, ответственная за содержание этого участка дороги, вы можете взыскать с неё ущерб. Выясните, является ли эта организация юрлицом. Если она является лишь территориальным подразделением, то претензии предъявляются вышестоящей организации.
- Проведите оценку причинённых автомобилю повреждений у независимых экспертов. Вызовите телеграммой ответчика за несколько дней до проведения экспертизы, указав в ней место и время её проведения. Копию телеграммы сохраните для суда.
- Напишите досудебную претензию на имя руководителя дорожно-эксплуатационной организации с требованием возместить ущерб. К заявлению приложите копии документов, имеющих к нему отношение (протокол, справки, калькуляцию и т. д.). Если в течение месяца вы не получили ответа или виновник отказался возместить ущерб — обращайтесь в суд.
«Дороги рассыпаются, потому что ремонтники халтурят»
— В нашем климате строить дороги нужно не из асфальтобетона, а из армированного цементобетонного монолита — из такого материала строят аэродромы, — говорит инженер Александр Сухинин. — Только это в разы дороже, поэтому дешевле каждый год латать ямы и раз в три года капитально ремонтировать дороги. На срок эксплуатации влияет и толщина покрытия. На дорогу с высокой интенсивностью движения асфальт кладут слоями. Верхний слой асфальта должен быть 8 сантиметров. Но если проверить толщину верхнего слоя ещё можно, то качество остальных слоёв нужно контролировать во время работ — потом уже не докажешь, что дорожники схалтурили.
Читать все комментарии