Чистота спасёт мир

5 главных экологических проблем, которые нужно решать Белгородской области как можно скорее

11.02.2017 01:00
МОЁ! Online
0

Читать все комментарии

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

2017-й объявлен Годом экологии в России, так что проблемам окружающей среды будет уделяться повышенное внимание — жизнь человека на земле не проходит бесследно для природы, и состояние экологии с каждым годом только ухудшается.

Белгородская область в этом плане не самый проблемный регион в России. В конце прошлого года общероссийская общественная организация «Зелёный патруль» опубликовала экологический рейтинг субъектов РФ за 2016 год, где Белгородчина заняла довольно приличное пятое место. Однако такой хороший результат вовсе не означает, что у нас нет проблем. Тем более что экологический рейтинг Белгородчины сдаёт свои позиции: в 2015 году мы занимали третье место в России, в 2014-м — второе. А такими темпами мы докатимся и до своих соседей, у которых ситуация гораздо хуже: в экологическом рейтинге Воронежская область занимает 29-е место, Липецкая — 36-е.

1. Утилизация отходов

Эта проблема стоит наиболее остро. Объём отходов растёт с каждым годом, что вполне закономерно, ведь Белгородчина — один из лидеров в стране по производству мяса и строительству жилья. Если бы эти отрасли не развивались, региональная казна получала бы куда меньше средств, а уровень безработицы был бы выше. А за всё приходится платить.

В год регион производит более 4,2 миллиона тонн твёрдых бытовых отходов, и девать их скоро будет некуда. По словам руководителя департамента ЖКХ Белгородской области Юрия Галдуна, полигоны, на которые вывозятся отходы, практически исчерпали себя — они заполнены на 80%. Чтобы решить проблему, в конце 2017 — начале 2018 года в Яковлевском районе начнут строить полигон площадью 50 га, который рассчитан на 20 лет эксплуатации. Но по словам экологов, строительство полигонов, которых в области уже 20, проблему не решает.

— У нас очень много мусорных полигонов. Как такового норматива по допустимому количеству полигонов нет. Дело в том, что даже если их всего три — это много, их не должно быть. По закону «Об отходах производства и потребления» мусор необходимо сортировать и большую часть перерабатывать. Полигоны решают вопрос, куда девать мусор, но не решают проблему его негативного влияния на окружающую среду. Опасность полигонов и свалок недооценивается. Отходы самовоспламеняются от химических реакций, протекающих в мусоре, что приводит к крайне негативным последствиям для человека и природы, — говорит координатор регионального отделения межрегиональной экологической общественной организации «Зелёный фронт» Кирилл Болгов. — Яды попадают в воздух и грунтовые воды, могут приводить к различным заболеваниям, в том числе к онкологии. В Волоконовском районе мусорный полигон вообще находится на территории зоологического заказника, цель создания которого — защита и воспроизводство краснокнижных животных и растений. Но такие объекты неуместны не только в заказнике, но и вообще где бы то ни было.

Впрочем, на Белгородчине стараются решить эту проблему. Весной в Губкинском районе начнут строить мусороперерабатывающий завод мощностью 150 тысяч тонн ТБО в год. Но чтобы переработать те самые 4 миллиона тонн мусора, нужно пару десятков таких предприятий. Правда, переработке подлежит примерно 92% бытового мусора, остальные 8% надо перезахоронить. Так что объёмов будущего завода маловато для региона, но это лучше, чем ничего.

Строительство завода в Губкине обойдётся в 3,4 миллиарда рублей, причём это полностью средства инвесторов.

— Данного мусоросортировочного комплекса хватит для Губкина и Старого Оскола, а в перспективе объект может обслуживать и другие районы, которые за ним закрепят, — считает первый заместитель начальника департамента ЖКХ Белгородской области Сергей Некипелов. — Подобного завода в России пока нет. Это полностью автоматизированный комплекс, который будет способен сортировать на несколько видов даже пластмассу и по-максимуму выбирать фракции для дальнейшего использования вторичного сырья.

2. Нелегальные свалки

Проблема свалок соприкасается с проблемой утилизации отходов, но имеет принципиальные отличия. Ведь если полигоны являются легальным местом хранения отходов, имеют лицензию и худо-бедно соблюдают СанПиНы, то эти мусорки образуются стихийно, отчего вред окружающей среде наносят ещё больше. Стихийные свалки нередко устраивают предприниматели, которые занимаются вывозом мусора.

— Несанкционированных свалок в области больше сотни. Есть свалки, которые являются исторически сложившимся местом размещения отходов, но при этом правовых оснований они не имеют и существуют с попустительства администрации в районах, — говорит Кирилл Болгов. — Стихийные свалки также воспламеняются, загрязняют воздух и грунтовые воды.

Площадь таких свалок в области составляет 313 га. При этом всего лишь одна батарейка, выброшенная на свалку, отравляет 20 м2 земли или 400 литров воды.

К концу этого года ситуация должна измениться, когда на конкурсной основе будет определён региональный оператор, ответственный за обращение с отходами. Их в регионе будет два, и они станут контролировать весь процесс с момента погрузки отходов в мусоровоз до размещения их на полигоне. В обязанности операторов будет входить и ликвидация существующих незаконных свалок, и контроль, который позволит не допускать образования новых.

Деньги за работу оператор получит только после размещения отходов на полигоне, который соответствует нормам природоохранного закона. Свалил мусор в лесу — остался без денег.

3. Загрязнение и захват водных ресурсов

Белгородчина относится к мало-водным регионам — только 1% территории занят реками и озёрами. Поэтому беречь их нужно с особой тщательностью. Всего в области насчитывается 480 рек, 1 100 прудов и 4 водохранилища. И самая протяжённая река Оскол — левый приток Северского Донца — находится в удручающем состоянии.

«Житьё» неоднократно писало о том, что из-за канализационных стоков здесь регулярно гибнет рыба. Лабораторные исследования показали, что уровень аммонийного азота — очень токсичного вещества — в реке Оскол был превышен в 74 раза. Прокуратура признала виновником случившегося местный «Водоканал», который вместе со старооскольской администрацией по решению суда обязали очистить стоки и провести реконструкцию очистных сооружений, построенных 50 с лишним лет назад. Рассчитанная на 40 тысяч жителей система давно технически устарела.

После решения суда в городе утвердили программу по реконструкции очистных сооружений стоимостью в 500 млн рублей. Но при этом из бюджета могли выделять всего 30 млн в год, а рассчитана программа была на три года. Закончилась она в 2015 году.

— Фактически ничего не изменилось, и проблема очистки реки не решена, — говорит общественный инспектор управления экологической безопасности, водных и биологических ресурсов Белгородской области Андрей ТОПОРКОВ. — Между тем протяжённость Оскола составляет 293 км, загрязнённая река проходит через несколько районов. Ещё одна серьёзная проблема — самозахват водоёмов предпринимателями. Когда мы начинаем выяснять, на каком основании водоём передан частнику, оказывается, что… никто его предпринимателю не отдавал.

По словам Топоркова, проблема в том, что частники используют пруды самым варварским образом: спускают их, чтобы забрать и продать всю рыбу, которую, кстати, могли бы бесплатно ловить люди. В захваченных водоёмах моют машины, купают скот. Из всех водоёмов легально используется предпринимателями порядка 20, а 830 прудов, по словам экспертов, хотя бы раз захватывались.

4. Выбросы в атмосферу

Декан факультета горного дела и природопользования НИУ БелГУ профессор Александр Петин говорит, что рассуждать о состоянии воздуха в области в целом — это как говорить о средней температуре по больнице, нужно рассматривать, какой вред наносят те или иные предприятия, транспорт. По данным Белгородстата, выбросы от предприятий у нас таковы: в 2013 году — 118 тысяч тонн, в 2014-м — 127 тысяч, в 2015-м — 118 тысяч тонн. Выбросы от транспорта: в 2013 году — 156 тысяч тонн, в 2014-м — 162 тысячи, в 2015-м — 162 тысяч тонн. Для сравнения: в том же Липецке только выбросы предприятий составляют около 300 тысяч тонн в год. В печально известном Норильске этот показатель достигает 2 миллионов тонн в год.

Проблема загрязнения атмосферного воздуха на Белгородчине в том, что оно, как правило, сопровождается неприятными запахами. По этой причине найти источник выбросов просто — как правило, источниками являются перерабатывающие и сельхозпредприятия.

Штрафами при этом облагают в большинстве случаев сразу юридическое лицо, а это от 100 000 до 250 000 рублей или приостановление деятельности до 90 суток. Такой подход приносит результаты — за год, по данным Росприроднадзора по Белгородской области, количество выбросов вредных веществ в атмосферу снизилось со 127 до 118 тысяч тонн.

С загрязнением воздуха активно борются и сами белгородцы. Так, осенью прошлого года в Шебекино вышли на митинг 100 с лишним человек, обеспокоенные сильной вонью в городе, источником которой был местный завод премиксов.

По жалобам жителей Росприроднадзор провёл проверку и выявил, что предельно допустимые нормы выброса аммиака превышены в 1,6 раза, сероводорода — в 1,4 раза. Оказалось, что завод нарушил правила складирования своих отходов в иловых картах, за что был оштрафован судом на 200 тысяч рублей.

Большие штрафы, которые грозят за загрязнение воздуха, как правило, заставляют предприятия заранее позаботиться о его очистке. Так, компания «Агро-Белогорье» применяет для разложения органических отходов препарат с бактериями. Микроорганизмы подавляют патогенную микрофлору, снижая уровень выделяемого аммиака, сероводорода и углекислого газа и устраняя специфический запах.

5. Вырубка леса

Что касается вырубки лесов, то тут официальная статистика расходится с данными экологов и общественников. По данным Белгородстата, которые основываются на информации областного управления лесами, площадь лесов в регионе растёт год от года: в 2014 году — 228,5 га леса, в 2015-м — 229,5, в 2016-м — 229,8 га. Мол, работают программы по озеленению, например «Зелёная столица» и «Лес Победы».

При этом, по официальным данным управления лесами, с 2013 года леса на Белгородчине не гибли, не вырубались, не было у нас и лесных пожаров. Но факты говорят об обратном. Стоит вспомнить историю о вырубке леса в Нижнем Ольшанце, где освобождали место под строительство элитного коттеджного посёлка. Правда, там заранее кто-то постарался, чтобы лес по документам лесом быть перестал. А если леса нет, значит, и нет этих вырубленных сосен в статистике.

А летом 2016 года на границе Корочанского и Шебекинского района. Правозащитник Сергей Лежнев снял с квадрокоптера вырубку леса.

— Вырубленных участков оказалось 50 с лишним, и каждый по 3 — 4 га, — рассказывает известный блогер. — Эта история до сих пор не закончилась, виновных не нашли, хотя областное управление лесами проводило проверку. Лес оказался в аренде у предприятия, владелицей которого является родственница депутата Госдумы. Возможно, причина того, что в ситуации не разобрались, именно в этом.

«Житьё» обозначило основные экологические проблемы региона. Но к теме охраны окружающей среды в Год экологии мы ещё не раз вернёмся. Дорогие читатели, сообщайте в редакцию о нарушениях экологического законодательства, будем бороться за право наших детей жить в здоровом мире вместе.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

«За окружающую среду должен нести ответственность каждый из нас»

— Сейчас мы перенимаем опыт сортировки мусора у европейских стран и сделали в этом первые шаги: появились контейнеры для пластика. А в Германии, например, для каждого вида бытовых отходов есть отдельный контейнер, но, чтобы научить людей сортировать мусор, у этого государства ушло 25 лет, — говорит декан факультета горного дела и природопользования НИУ БелГУ профессор Александр Петин. — Самая большая экологическая проблема в Белгородской области — это экологическое воспитание, точнее, его отсутствие. В вопросах охраны окружающей среды ответственность несёт не только власть и экологи, но и каждый гражданин лично, и понимание этого нужно воспитывать с самого раннего возраста.

«Каждый пятый случай рака — из-за плохой экологии»

По данным Белгородстата, жители нашего региона болеют онкологией всё больше с каждым годом. Так, в 2013 году раком болели 35 104 белгородца, в 2014-м — 36 264 человека, а в
2015-м — уже 38 150 человек.

— Причин развития онкологии несколько: это наследственность, образ жизни человека, вредные привычки, питание, стрессы, — говорит онколог Олег Соколенко. — В 19% случаев рак вызывает плохая экология.

— Экология — один из весомых факторов, который влияет на здоровье человека, — говорит терапевт Ольга САВИНА. — Ведь человек может изменить свой образ жизни и отказаться от вредных привычек, а изменить экологическую ситуацию — нет. Состояние окружающей среды влияет на иммунитет, ослабляет его. Человек не только часто болеет, ему становится всё труднее бороться с болезнями.

Подписывайтесь на «МОЁ! Белгород» в Яндекс.Новости и на наш канал в Дзене. Cледите за главными новостями Белгорода и области в Telegram-канале и в группе во «ВКонтакте».

Новости других СМИ