Билеты в плацкарт подорожают в полтора раза
Федеральные власти отказываются дотировать РЖД
Государство снимает с себя очередную социальную функцию. На этот раз — по железнодорожным перевозкам россиян. Судя по заявлениям представителей Министерства финансов России и компании «Российские железные дороги», федеральные власти не будут дотировать проезд граждан в плацкартных вагонах. В результате цены на билеты станут намного выше.
Заплати по полной
До недавнего времени правительство заявляло, что стоимость билетов на поезд не должна быть высокой и должна соотноситься с российскими зарплатами. Поэтому стоимость проезда в плацкартном вагоне была ниже себестоимости, а разницу «Российским железным дорогам» компенсировал федеральный бюджет. (РЖД, напомним, являются одной из крупнейших государственных монополий.)
Руководители РЖД неоднократно заявляли, что государство выделяет компании примерно на 20% меньше субсидий, чем это необходимо. И жаловались, что убытки от перевозок приходится компенсировать за счёт пассажиров купейных вагонов. Но система всё же работала. Теперь её решили сломать окончательно. Об этом сообщил министр финансов Антон СИЛУАНОВ.
— Мы посчитали, и правительство посчитало, что будем давать деньги только на категории пассажиров, которые находятся в возрасте до 23 лет и после 60 лет. Нет смысла давать всем, — заявил министр. — Если ты в трудоспособном возрасте — извини, заплати по полной.
Всем сидеть!
Глава Министерства финансов РФ Антон Силуанов считает разумным постепенно повышать цену на билеты в плацкартные вагоны поездов дальнего следования на 20% в год в течение ближайших трёх лет. Напомним, что ранее вице-президент ОАО «Российские железные дороги» Михаил Акулов заявил, что из-за изменения правил предоставления субсидий на пассажирские перевозки стоимость проезда в таких вагонах для пассажиров, не имеющих льгот, уже в 2013 году может вырасти на 60%. В данный момент РЖД и Минфин остановились на том, что стоимость перевозки будет увеличиваться на 20% в год и к 2015-му вырастет на 60%.
Кроме того, компания планирует в два раза сократить количество плацкартных вагонов в поездах. То есть если в составе было шесть плацкартных вагонов, то останется лишь три. Скорее всего, вслед за плацкартом подорожает и проезд в купейных вагонах.
Ну а поскольку со следующего года «Федеральная пассажирская компания», входящая в состав РЖД, намерена отказаться от закупки плацкартных вагонов, то со временем плацкарт уйдёт в прошлое. На коротких маршрутах плацкартные вагоны заменят вагоны с сидячими местами, а на длинных останутся только купе, СВ и люкс.
Одновременно с этим зимой планируется отменить 200 убыточных поездов дальнего следования. В Белгороде, по информации «Житья», отменят два дополнительных поезда: № 247/248 Москва — Белгород и № 252/253 Москва — Белгород, так как они нерентабельны.
К чему это приведёт?
Если Министерство финансов и РЖД не откажутся от своей идеи, то к 2015 году за проезд от Белгорода до Москвы нужно будет выложить 2 096 рублей, тогда как сейчас билет в плацкартном вагоне стоит 1 310 рублей. Ну а если вдобавок ко всему число плацкартных вагонов сократят, то многим пассажирам придётся покупать билеты в купе. Сейчас проезд в купейном вагоне от Белгорода до Москвы стоит 2 650 рублей, а при 60-процентном подорожании будет стоить 4 240.
За проезд от Новосибирска до Белгорода в плацкартном вагоне нужно будет заплатить уже не 3 400 рублей, а 5 440. Билет от Кургана до Белгорода будет стоить 3 872 рубля, в то время как сейчас цена билета — 2 420.
О чём молчит правительство
РЖД и российское правительство многое недоговаривают, когда пытаются заставить пассажиров заплатить по полной. Помимо расходов на покупку, ремонт, обслуживание вагонов, зарплаты машинистов и проводников в стоимость билетов включаются и другие траты.
Железные дороги со времён СССР были государством в государстве со своими школами, детскими садами, больницами, санаториями и домами культуры. Так как многие из них и по сей день находятся на балансе компании, то на их содержание расходуются огромные средства.
А если вспомнить о таких масштабных проектах РЖД, как финансирование Олимпийских игр-2014 в Сочи, Универсиады в Казани и содержание футбольной команды «Локомотив», становится понятно, почему при таких высоких ценах на билеты уровень сервиса на российских железных дорогах оставляет желать лучшего.
Предполагается, например, что в купе должен быть кондиционер. Но нередки случаи, когда пассажиры покупают билет в купейный вагон, платят намного дороже и едут трое суток без кондиционера, да ещё с окном, которое заклинило и не открывается.
Кстати, ещё неизвестно, как всё это скажется на работе компании. РЖД может понести большие убытки, так как многим россиянам билеты на поезд будут не по карману, а более обеспеченные граждане, возможно, предпочтут летать на самолётах. Может, хотя бы при таком повороте событий руководству РЖД придётся задуматься о том, чтобы снизить свои расходы и сделать цены на билеты доступными для рядовых граждан?
КСТАТИ
За год билеты подорожали на 11%
Компенсация от федеральных властей постепенно снижалась, и в течение нескольких лет железнодорожникам разрешали существенно повышать цены на билеты. Проследить это можно на примере стоимости билета в плацкартный вагон поезда № 72 Белгород — Москва. Так, к примеру, год назад проезд от Белгорода до Москвы стоил 1 175 рублей, сейчас его цена — 1 310. А билет от Кургана до Белгорода в поезд № 123 Новосибирск — Белгород обходился в 2 174 рубля. Сейчас цена билета выросла на 246 рублей и составляет 2 420.
Читать все комментарии