Новые автобусы купят на деньги пассажиров
Основной причиной резкого подорожания проезда в Белгороде специалисты называют необходимость обновления автопарка
C 22 апреля проезд в маршрутках и автобусах увеличился по всей Белгородчине с 10 до 15 рублей. Во столько же обойдётся и провоз багажа, занимающего отдельное место.Новые тарифы утвердило правительство области. «Увеличение обусловлено ростом цен на топливо, запчасти, материалы, автомобильные шины и призвано сократить расходы перевозчиков» — так чиновники обосновали своё решение.
Шок — это по-нашему
Кроме проезда в городских автобусах на 50% подорожал и проезд на пригородных и междугородных маршрутах. Так, пассажирам пригородных автобусов километр пути теперь обходится в 1,65 рубля, а на междугородных рейсах поздка в мягких автобусах стоит 1,17 рубля за км. К примеру, от Белгорода до Валуек в мягком проезд теперь стоит 320 рублей — на прошлой неделе он был в пределах 225. В полтора раза подорожали и месячные проездные билеты — с 400 до 600 рублей.
Столь резкое повышение тарифов — случай для Белгородчины беспрецедентный: никогда проезд не дорожал больше чем на рубль-два.
— Я была просто шокирована, — возмущается белгородка Вера Никишина. — Пенсии подняли всего на 5%, а проезд сразу в полтора раза, ещё и перед дачным сезоном. Да и за что платить? У нас что, транспорт стал лучше или ездить начал чаще?
Как объяснили нашим корреспондентам в пресс-службе губернатора и правительства области, на пересмотр тарифов повлияли многие факторы: за период с последнего повышения в 2011 году стоимость бензина увеличилась в 1,22 раза, дизельного топлива — в 1,78 раза, цены на запчасти и принадлежности к автомобилям и их двигателям — на 22%, на автомобильные шины — в 1,46 раза.
Дополнительные расходы возникли у перевозчиков и в связи со вступлением в силу с 1 января 2013 года федеральных нормативных правовых актов, вводящих обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров. Кроме того, действующие тарифы не позволяли транспортникам обновлять подвижной состав — банки отказывали в кредите, считая их доходы недостаточными.
Мы попросили прокомментировать новую цену самих перевозчиков.
— Повышения стоимости проезда мы давно ждали, поскольку терпели убытки, — говорит председатель белгородской общественной организации по перевозке пассажиров РАФ Антонина КОВТУН. — 50% стоимости проезда съедает содержание автобуса. Например, двигатель стоит порядка 30 тысяч рублей, одно колесо — четыре. Остальное — транспортный налог, отчисления в ПФР, которые выросли на 27%, а то, что осталось, — зарплата водителей и собственно прибыль.
По мнению Антонины Александровны, пяти рублей, на которые подорожал проезд, всё равно не хватит, чтобы частники (в Белгороде около 1 500 единиц частного транспорта и примерно столько же муниципального) смогли обновить автопарк.
Для этого необходимо повысить стоимость проезда до 18 — 20 рублей, только
тогда транспортные компании смогут работать не в убыток себе.
А вот
председатель «Союза автомобилистов Белогорья» Леонид КАПЛИЙ считает, что цену
проезда повысили необоснованно:
— Оснований для столь резкого повышения нет никаких. Большинство маршруток ездят на газе, который упал в цене с 13,7 до 13 — 13,4 рубля. К тому же у водителей имеются дисконтные заправочные карты, которые дают 5%-ную скидку. Сказать, что частники тратят слишком много средств на ремонт автобусов и из-за этого терпят убытки, тоже нельзя — многие городские маршрутки просто убиты. Конечно, транспорт нужно ремонтировать и платить зарплату водителям. Но для этого вполне было бы достаточно повысить стоимость проезда на 20% — до 12 рублей.
Дело тут в другом — автобусный парк сейчас собираются пополнить новым транспортом, а на это нужны деньги и немалые.
Обновление автопарка оплатят пассажиры
Действительно, в феврале в своём отчёте перед областным парламентом губернатор Евгений Савченко утверждал, что пассажирский транспорт находится в отвратительном состоянии и его нужно обновлять.
Губернатор сообщил, что в этом году область закупит автобусы большой вместимости и троллейбусы на 1 миллиард рублей. При этом около 400 миллионов от этой суммы составит поддержка из федерального бюджета в рамках госпрограммы модернизации общественного транспорта.
Но частным перевозчикам на финансовую поддержку со стороны рассчитывать не приходится — им придётся тратить на покупку нового транспорта собственную прибыль. Ну а расплачиваться за новые автобусы в конечном счёте и будут пассажиры путём увеличения стоимости проезда.
Конечно, в новых автобусах большой вместимости белгородцам будет комфортнее, чем в «ПАЗиках». Это поможет разгрузить город от пробок, поскольку за счёт больших автобусов снизится количество маленьких маршруток. С другой стороны, вместительные автобусы будут ездить с большим интервалом, ведь пускать их в том же количестве, что и «ГАЗельки» просто не имеет смысла. А значит, стоять на остановках горожанам придётся дольше, что снова сведёт представления о комфортности общественного транспорта на нет.
ЕСТЬ МНЕНИЕ
«Сначала повысьте зарплаты»
— Начинать нужно было с повышения зарплат, тогда было бы логично и увеличить стоимость проезда, да и то не на столько, — говорит член комитета областной Думы по экономическому развитию, предпринимательству и инновационной деятельности Николай МУХИН. — Перевозчики давно заявляли о том, что нужно поднять цену проезда, но власти боялись это делать перед выборами. А теперь выборы прошли, вот они и решили наверстать упущенное.
Светлана СОЛОДОВНИКОВА.
Читать все комментарии