«Построили дом, а живём, как бомжи»

Белгородцы, которые вступили в программу ИЖС, остались без жилья и денег

28.06.2014 01:00
МОЁ! Online
0

Читать все комментарии

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

Читайте «МОЁ! Белгород» в

Белгородчина известна на всю страну как из один лидеров в сфере индивидуального жилищного строительства. Однако, несмотря на то что такое жильё у нас строится ударными темпами, порой владельцы годами не могут вселиться в свои дома.

Ждали газ, дождались… вора

— В 2008-м я купил через Белгородскую ипотечную корпорацию участок в Никольском под Белгородом, — рассказывает Александр Вержбицкий. — По договору, который заключил с корпорацией, я был обязан в течение пяти лет со дня перехода участка в мою собственность построить на нём жилой дом, а продавец, то есть ипотечная корпорация, не позднее трёх лет после передачи участка в собственность построить коммуникации. Договор я подписал в июле 2008 года, а в августе зарегистрировал право собственности на участок.

В общей сложности участок в 15 соток стоил 482 000 рублей. 15 000 нужно было оплатить сразу, остальные можно было отдать в рассрочку в течение восьми лет. Ещё 65 000 Александр заплатил за подведение к участку коммуникаций. 

В течение пяти лет, как того и требовал договор, мужчина построил дом. За нарушение сроков договора ему бы грозила пеня в размере 0,05% стоимости участка за каждый день просрочки и столько же за отсрочку регистрации права собственности. 

Но коммуникаций новосёл так и не дождался. 

— Из коммуникаций есть только электричество. Воды нет, газа тоже — его без воды не проводят, потому что отопление в доме газовое, — говорит Александр Вержбицкий. — В доме я сделал тёплые полы, которые теперь не могу залить. Сейчас мне с семьёй приходится снимать квартиру, тратить лишние деньги, хотя могли бы жить в собственном доме, а живём, как бомжи.

Александр здесь не одинок. Приходится снимать жильё в городе и его соседям, из-за чего некоторые из них уже стали жертвами воров. Из домов украли трубы, батареи, окна, двери, стройматериалы, инструменты. Александру пришлось от греха подальше снять батареи отопления, чтобы не украли.

Односторонние обязательства

Получается, что люди выполнили свои обязательства — построили дома в положенный срок, а продавец участков — Белгородская ипотечная корпорация — их проигнорировал.

— В микрорайоне ИЖС «Никольское-25» пуск воды в сети планируется в 2014 году, так же как и газа, — пояснил первый заместитель генерального директора ГУП «Белгородский областной фонд поддержки ИЖС» Геннадий МИШЕНИН.

Александр Вержбицкий написал в Белгородскую ипотечную корпорацию претензию и потребовал неустойку за нарушение сроков договора. Но в БИК сочли её необоснованной. В графе договора «Ответственность сторон» говорится лишь о санкциях, которые налагаются на застройщика, если тот не уложится в сроки. А вот о том, что будет продавцу участка, если тот не подведёт вовремя коммуникации, — ни слова.

— Договор содержит в себе элементы инвестиционного договора, согласно которому вы являетесь одним из инвесторов строительства, — пояснили в письме Александру Вержбицкому из ОАО «Белгородская ипотечная корпорация». 

Однако никому из покупателей земельных участков при заключении договоров не пояснили, что они, по сути, являются инвесторами.

Нет жильцов — нет условий

Однако, почему продавец участка не исполнил в срок своих обязательств, остаётся непонятным. В ипотечной корпорации нам сообщили, что коммуникациями БИК не занимается вообще, и переадресовали нас в областной фонд поддержки ИЖС.

Начальник отдела капитального строительства ГУП «Белгородский областной фонд поддержки ИЖС» Николай ЗВЯГИНЦЕВ заявил, что всё идёт в соответствии с программой «Инженерное обустройство микрорайонов массовой застройки ИЖС в Белгородской области на 2012 — 2015 годы» и её финансированием. А финансируют программу, как оказалось, индивидуальные застройщики, которые либо не покупают участки, либо вносят плату с опозданием. К тому же, по его словам, поставщики газа и воды отказываются подключать услугу, если нет потребителей.

— В Никольском-25 679 участков, а зарегистрировано порядка 15 человек. Чтобы провести коммуникации, нужно, чтобы хотя бы 30% уже проживало, — пояснил Николай Анатольевич. — Нет людей — нет услуги.

В администрации Белгородской области ситуацию пока не комментируют, обещая во всём разобраться. Так что пока индивидуальным застройщикам не позавидуешь. Тем, кто уже построил дома, остаётся отстаивать свои права в суде, а тем, кто собирается, — ещё при подписании договора добиваться, чтобы в нём указывалась ответственность обеих сторон — так продавцу будет сложнее уйти от выполнения своих обязательств.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА 

Для суда нужны чеки и квитанции

— Как бы ни называл продавец участков форму своего договора и ни уклонялся от указания в договоре ответственности со своей стороны, ответственность за нарушение договора он всё равно несёт, — говорит юрист Игорь ЛОМОВ. — Это оговаривается в главе 25 Гражданского кодекса РФ, где сказано, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства потерпевшая сторона вправе требовать возмещения убытков и требовать неустойку, а также компенсации морального вреда. Правда, размер ваших убытков придётся доказать в суде. Например, вы снимаете квартиру вместо того, чтобы жить в доме без коммуникаций, — предоставьте договор аренды, где прописана сумма. Испортились стройматериалы в неотапливаемом помещении — чеки и квитанции об оплате. Простудились и заболели, пожив в таком доме, — чеки на покупку лекарств. Если размер неустойки не прописан в договоре, необходимо руководствоваться размером законной неустойки исходя из размера ставки рефинансирования, установленного Центробанком РФ.

Подписывайтесь на «МОЁ! Белгород» в Яндекс.Новости и на наш канал в Дзене. Cледите за главными новостями Белгорода и области в Telegram-канале и в группе во «ВКонтакте».

Новости других СМИ