В Белгородском театре кукол работает инклюзивная студия для детей
Занятия в театральном кружке проводят для маленьких белгородцев совершенно бесплатно
В Белгородском государственном театре кукол более трех лет работает инклюзивная театральная студия. Занятия в театральном кружке проводят для маленьких белгородцев совершенно бесплатно. В кружке могут заниматься особые ребята, передвигающиеся на колясках. Студийцы уже не раз предлагали вниманию зрителей самые настоящие кукольные спектакли.
Театральный педагог Екатерина Роднина рассказывает:
- Идея создания студии принадлежит художественному руководителю театра Наталье Мефодиевне Репиной. А благодаря реализации проекта «Арт-терапия-театр для детей» в 2014 году эту идею удалось воплотить в жизнь. Поначалу я долго сомневалась, смогу ли я работать с такими детьми. На первых занятиях и вправду было тяжело, так как ребята приходили «закрытие», «неконтактные», но благодаря поддержке родителей, а также работе актеров нашего театра, которые приходили к нам на мастер-классы, буквально через несколько занятий мы нашли общий язык.
В первый раз в студию набрали 12 человек. Ребята потихоньку начинали раскрываться на занятиях. Учились обращаться с куклами. Читать тексты с самой настоящей, большой сцены, под светом софитов. Правда, театральным пришлось столкнуться с ещё одной проблемой. Студийцы, выбираясь из дома, начинали болеть. На следующий год в студии остались трое ребят, самых стойких, всерьёз заболевших театром.
И вот именно с ними мы поставили спектакль «Щедрое дерево, или Где прячется любовь» по притче Шела Силверста́йна «Щедрое дерево». Для этого спектакля художник Н. Щебеньков изготовил необычных планшетных кукол, а весь спектакль умещается в чемодане и может играться на любых, даже не сценических площадках. Сейчас ребята приступили к постановке спектакля «Лягушка-путешественница», это их самостоятельная работа.
В 2016 году в рамках реализации проекта «Создание предметно-развивающей среды для различных категорий зрителей» в студию стали набирать и здоровых ребят. Студия стала инклюзивной. Тут тоже поначалу возникали сложности, вспоминает Екатерина Роднина:
- Ребята с ограниченными возможностями себя воспринимают обычными детьми, не отделяют себя от здоровых. А вот обычным деткам к такому соседству приходилось привыкать. Но дети очень быстро учатся, и достаточно один раз показать пример поведения, как они все схватывают на лету. А искусство театра кукол настолько сблизило наших студийцев, что они стали настоящей театральной семьей. Очень переживают, когда кто-то заболевает или уезжает надолго на реабилитацию.
Занимаются ребята в различных локациях в зависимости от темы занятия. Так, в театральном музее проходят занятия по теории и развитию речи, а также когда надо на примере рассказать об устройстве той или иной куклы.
Беспрепятственно перемещаться по театру позволяет шагающий подъёмник. Приобрести такой подъемник, а также частично переоборудовать малый зал театру помог Фонд содействия театральному искусству и развитию детского театрального творчества.
В малом зале проводятся репетиции и показы спектаклей детьми на колясках. На большой сцене театра ребята работают над актерским мастерством, а в фойе отрабатывают свои пластические навыки.
Начинается занятия с пальчиковой гимнастики. Ребята опираются на стоящие впереди стулья, и пальцы летают по спинкам, как бабочки, похожие то на «прищепки», то на «сороконожек». Затем работают с голосом и речью. А затем надевают на руки перчаточных кукол — гномов. Самых настоящих гномов, игравших в спектакле! Их сделал Захар Давыдов, обладатель премии «Золотая маска». Впрочем, это не просто перчаточные куклы. Они усовершенствованы гапитом. То есть кукольный гном может не только похлопать в ладоши или почесать нос, но и повернуть корпус.
И вот гномы уже играют в ладошки, разговаривают разными голосами. И становятся похожими на ребят, взявших их в руки, – у каждого свой характер. Общительная Лера, задумчивая Маша, стеснительная Аня – у каждого из их гномов часть черт их хозяев. А потом за ширмой ребята разыгрывают сценки, поправляя друг друга.
- Эй, гном, а ну-ка лицом к нам повернись! – просят из зала.
Но всем без исключения маленьким артистам достаются аплодисменты. Ребята прощаются с куклами. Как с живыми. Благодарят их за работу, как живых. Получают домашнее задание. На следующий урок их ждёт экзамен – придёт самый настоящий артист и посмотрит, научились ли мальчишки и девчонки работать с куклой. Ещё им предстоит выучить стихотворение к 23 февраля – студийцы подготовят самый настоящий праздник на большой сцене театра.
Маша Выродова, ученица школы «Искорка», занимается в студии постоянно, принесла уже стихотворение. Рассказывает по секрету:
- Очень люблю театральную студию! Особенно с куклами работать, они такие интересные. Столько друзей у меня появилось тут. Ещё я английским увлекаюсь и танцами. А когда вырасту – стану переводчиком.
Когда ребята расходятся, Екатерина рассказывает:
Ещё с ребятами бутафоры и художники работают – они вместе с мальчишками и девчонками кукол делают. Режиссёры на занятия заглядывают. То есть наши студийцы не только развивают свои таланты, но и видят театр изнутри, живут им.
Читать все комментарии