Не классное чтение
Белгородские школы не будут строго следовать министерскому списку произведений для внеклассного чтения
В начале этого года Министерство образования нашей страны обнародовало и разослало по регионам список книг для внеклассного чтения школьников. По замыслу разработчиков перечень должен был включать в себя наиболее интересные и нужные для детей произведения. Сама идея принадлежит президенту РФ Владимиру Путину. В предвыборной статье, посвящённой национальному вопросу, он предложил провести опрос и сформировать список из 100 произведений, которые должен самостоятельно прочитать каждый выпускник российской школы.
Два года назад в регионах России прошли опросы, на основе которых сформировали региональные списки книг. Обрабатывать предложения поручили экспертам из Санкт-Петербургского госуниверситета. В итоге был создан сводный общероссийский список, в который вошли книги, часто упоминающиеся в региональных рекомендациях и не входящие в обязательную школьную программу.
В начале августа прошлого года на сайте knig100.spbu.ru прошло голосование за лучшие книги для внеклассного чтения. Принять в нём участие могли все желающие. Минобразования должно было утвердить произведения, опираясь на результаты интернет-голосования, учитывая мнения заинтересованных организаций. Однако после утверждения списка выяснилось, что половину литературы в министерстве заменили. Из перечня исчезли Бродский, Вознесенский, полностью отсутствует зарубежная литература, зато школьникам предлагают прочесть на досуге шедевры национальных эпосов — азербайджанского, армянского и калмыцкого. Например, можно насладиться чтением книги Расула Гамзатова «Мой Дагестан», «Моабитской тетради» Мусы Джалиля, «Шурале» Габдуллы Тукая и других героев Кавказа и Средней Азии.
А больше всего нареканий у учителей и родителей вызывают произведения «Остров Крым» Аксёнова и «Очерки русской смуты» Деникина. Первое — за то, что содержит сцены свального греха, а второе за сложность восприятия для школьников. В то же время им предлагают прочитать «Приключения Незнайки» и «Старика Хоттабыча», но это уже, как домысливают педагоги на местах, относится к начальной школе.
Директора белгородских школ и учителя русского языка и литературы со списком уже познакомились и воспринимают перечень достаточно спокойно, хотя и отрицают его обязательное введение.
— Никаких распоряжений по поводу введения обязательного списка литературы к нам не поступало, — сообщила «Житью» старший методист МКУ «Научно-методический информационный центр» управления образования администрации г. Белгорода Мария КУЗНЕЦОВА. — Мы работаем по программам федеральных государственных стандартов, принятых в 2004 году. А круг чтения вне школы не регламентирован. Его определяют родители и учитель русского языка и литературы. В данный момент обсуждается рекомендация от президента, но это в первую очередь рекомендация, а не требование. И на ЕГЭ используются только книги, которые включены в обязательную программу. Так что детям и родителям не стоит волноваться.
Кстати, посмотреть список литературы можно на сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). Учителя русского языка и литературы, с которыми мы поговорили, утверждают, что сами определяют круг чтения своих учеников.
— Мы рекомендуем нашим ученикам литературу для внеклассного чтения исходя из их интересов, — говорит учитель русского языка МБОУ СОШ №19 им. В. Казанцева Ирина ДЕМЧЕНКО. — Я и мои коллеги полностью за введение такого списка.
Только к нему нужно подходить вдумчиво. Так, на Белгородчине целесообразнее изучать произведения местных авторов, а где-нибудь на Чукотке — чукотских. А вообще мы стараемся рекомендовать книги каждому ученику индивидуально.
В ТЕМУ
Путин хочет единый учебник истории
Президент России Владимир Путин 19 февраля на заседании Совета по межнациональным отношениям поручил разработать учебники истории, которые были бы построены в рамках единой концепции, логики непрерывной российской истории, взаимосвязи всех её этапов и уважения ко всем страницам нашего прошлого.
К созданию таких учебников должны приложить руку специалисты не только Минобразования, но и Академии наук и двух старейших российских организаций — Исторического и Военно-исторического обществ.
Читать все комментарии