Десять семей выселяют на улицу ради элитной стройки

Люди, проживающие в частных домах в центре Белгорода, остаются без крыши над головой из-за того, что по их земле хотят проложить коммуникации для многоэтажек

07.09.2013 01:00
МОЁ! Online
0

Читать все комментарии

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

Читайте «МОЁ! Белгород» в

Несмотря на то что в областном центре активно возводятся новостройки, в городе всё ещё немало одноэтажных домов без удобств, в том числе довоенной постройки. Постепенно эти островки старины уходят в историю: их сносят, жильцов расселяют, а на их месте появляются много­этажки и офисные центры.

«Жильцов не предупредили о сносе»

Недавно такая участь постигла и жителей домов № 130/132 по улице Победы. Дома эти, которым уже без малого сто лет, собрались сносить. По словам жильцов, все годы, что они там живут, они не раз слышали от властей: «Ремонт не делайте, жильё снесут, ждите, об этом мы вам сообщим». Только уведомлять об этом никто никого не стал, а жильцов просто поставили перед фактом предстоящего сноса.

— Неожиданно мы получили повестку в суд по делу об изъятии земельного участка под нашими домами для муниципальных нужд, — рассказывает Лариса Бессонова. — В суде мы и узнали, что наши дома помешали прокладке коммуникаций к району, где строится элитное жильё.

 Вся эта каша заварилась после распоряжения главы администрации Белгорода Сергея Боженова от 29 ноября 2011 года, где говорится, что участок под домами изымают для размещения сетей водоснабжения и водоотведения в квартале Гостёнская — Победы — Сумская — Пушкина.

По словам жильцов, лишь в суде, первое заседание которого состоялось в июне, их ознакомили с письмом, датированным аж январём прошлого года и подписанным тогдашним заместителем начальника управления земельных отношений администрации Белгорода Валентиной Аборневой. В нём говорилось, что дома и земли были оценены и жильцам об этом сообщили. В течение месяца после получения уведомления люди должны были решить, каким образом они получат компенсацию за дома и согласны ли они с ценой, проставленной в документах.

Вот только до сих пор остаётся непонятным, каким образом была проведена оценка земли и домов — жильцы оценщиков не видели, да и уведомления они не получали, поэтому и оспорить цену не могли.

«За такую компенсацию жилья не купишь»

За сносимые дома их жителям предложили деньги по оценке, которую проводило ОГУП РНПЦ «Одно окно». Два дома общей площадью 164 квадратных метра (105,5 и 58,5 квадрата) вместе с землёй площадью 778 квадратных метров оценили в 6 миллионов 453 тысячи 200 рублей.

Здесь проживает 10 семей — всего 20 человек, из которых 6 детей. Так как доли у собственников в домах разные, то и суммы они получат неодинаковые — от 252 000 до 1 592 000 рублей — на семью за такие деньги жилья сегодня в Белгороде не купишь.

— Куда нам идти? — говорит жительница дома Ирина Грибкова. — У нас здесь проживают пожилые люди, инвалиды. Например, Поддубный Николай Петрович — ему 83 года, труженик тыла, он уже почти не видит. А ведь он живёт со своей невесткой, инвалидом 2-й группы, и тремя внуками, младшему всего 2 года.

Почему же жильцам не предложили жильё взамен сносимого? Этот вопрос мы задали чиновникам из комитета имущественных и земельных отношений администрации города. Но они отказались давать комментарии, попросив прислать официальный запрос. Ответа на него ждём.

Но юрист, защищающий интересы жильцов, пояснил, что власти пользуются изменениями в законодательстве, которые снимают с них такую обязанность.

— До 2005 года согласно Жилищному кодексу жильцам домов, которые идут под снос, были обязаны предоставлять жильё из расчёта 18 квадратных метров на человека, — пояснил «Житью» адвокат Александр ШПАЙ. — Затем в закон были внесены изменения, согласно которым собственникам жильё не предоставляется, а выплачивается денежная компенсация исходя из рыночной стоимости недвижимости. По закону жильцов обязаны не позднее чем за год уведомить о предстоящем сносе, чтобы они имели возможность оспорить результаты оценки их жилья либо подыскать себе какой-то вариант на предлагаемую сумму.

В суде жильцам показали копии почтовых уведомлений, которые им якобы рассылала администрация города. Но люди уверяют, что в глаза не видели этих уведомлений. Более того, жильцы утверждают, что они сфальсифицированы.

— Вот посмотрите, какая подпись стоит в моём паспорте и какая на уведомлении, которое я якобы получала, — говорит Лариса Бессонова. — Они совершенно не похожи. Наш адвокат настаивал в суде на проведении почерковедческой экспертизы, но ему отказали. Отказ мотивировали тем, что у администрации имеются квитанции, подтверждающие отправку уведомлений. То есть ответственность за их вручение переложили на почту, которая по закону может вручить уведомления не адресатам, а их родственникам, но мы их не видели. По существу, нас держат за дураков, когда говорят, что предупреждали о сносе.

«Такая власть нам не нужна»

Отчаявшись найти поддержку у властей, жильцы этих домов обратились за помощью к общественности и СМИ, повесив на домах транспаранты с надписями: «Белгородцы, этот беспредел власти теперь может коснуться каждого из вас. Поддержите нас!», «Вместо жилья — одноместная комфортная палатка каждому». Транспаранты привлекли не только гражданских активистов, которые встали на защиту жильцов, но и правоохранительные органы.

— Около полуночи я узнал от друга, что к домам приехали два наряда полиции и пошёл слух, что должен подтянуться ОМОН для силовой поддержки и усмирения недовольных граждан, — рассказывает «Житью» гражданский активист Роман КАЛИНИН. — Мы прибежали, и я стал снимать происходящее на видео. На месте находились два наряда ППС, сотрудник уголовного розыска и девушка-следователь. Судя по всему, они получили указание проверить, что это за шум и транспаранты накануне выборов.

По словам Романа Калинина, он рассказал полицейским, что здесь выселяют людей. У Романа потребовали предъявить паспорт, который он не взял с собой, и активиста забрали в 3-е отделение полиции, где сняли отпечатки пальцев и отпустили.

— Всем понятно, кому понадобилось это выселение, — говорит Роман Калинин. — Интересы администрации города совпадают с интересами строительной компании, которая строит здесь элитное жильё, а частные дома мешают подвести коммуникации к новостройкам. Но, собственно говоря, никто и не против сноса. Просто нужно поступать по-человечески — дать людям жильё или денежную компенсацию, которая бы позволила приобрести недвижимость. Ведь за ту сумму, что им предложили, они не купят ничего даже в пригороде. 

Теперь жильцы вместе с гражданскими активистами собираются 5 сентября в 18.30 на санкционированный митинг к Диораме. А 8 сентября в Белгороде пройдут выборы в Горсовет, но участвовать в них жильцы этих домов не собираются. 

— Зачем нам такая власть, которая выкидывает людей на улицу? Такая власть нам не нужна, — говорит жительница дома № 130 Ирина Грибкова. — На выборы мы не пойдём!

11 сентября состоится заседание суда, которое может решить судьбу домов по улице Победы и их жильцов.

СПРАВКА «ЖИТЬЯ»
 
Сколько стоит недвижимость?
 
Корреспонденты «Житья» выяснили, сколько стоит аналогичное жильё в Белгороде.
 
— Средняя стоимость одного квадратного метра жилья в Белгороде составляет сейчас 63 000 рублей, — говорит риэлтор Егор ЗАХАРОВ. — Цена элитного жилья приближается к 70 — 80 тысячам рублей за квадрат. Ну а минимальная стоимость сотки земли в черте города сейчас приблизилась к 250 000 рублей, в центре города она стоит порядка 350 000 и выше.
 
В качестве примера риэлтор привёл старый домик площадью 47 квадратов по улице Нагорной (центр города, район скорой помощи) без водопровода и канализации, с удобствами во дворе. Он продаётся за 2 250 000 рублей. По своему качеству это жильё примерно такое же, как и на Победы, 130/132. Однако, если учесть, что он в 3,4 раза меньше, то стоить дома на Победы должны порядка 7 850 000 рублей. А участок — порядка 3 500 000.
 
850 000 — 950 000 рублей — средняя стоимость комнаты в общежитии. За 200 — 300 тысяч невозможно купить хоть что-нибудь.

ВОЗЬМИТЕ НА ЗАМЕТКУ 

Как должны изымать у собственников земельный участок для муниципальных нужд

— В первую очередь муниципальные власти готовят распоряжение об изъятии земельного участка, которое подписывается главой города. Затем необходимо по почте заказными письмами уведомить собственников о выкупе у них участков и недвижимости, которая на них находится, по рыночной цене. Гражданам направляется оценочная стоимость земли и строений, — говорит юрист Игорь ЛОМОВ. — Жильцы, несогласные с оценкой, могут внести свои предложения об условиях компенсации за имущество и провести независимую оценку. Она учитывает ряд показателей: общую площадь жилья, схему комнат, месторасположение дома, его тип и состояние, удалённость от центра и инфраструктуру, а также состояние двора и подъезда. Всё это невозможно оценить заочно, оценщик всегда выезжает на место.

Если жильцы согласны с условиями, заключается соглашение о выкупе имущества. Если нет — администрация подаёт исковое заявление в суд об изъятии земельного участка. Если собственники не согласны с оценкой, которую предложили им власти, они вправе провести её у независимых оценщиков и представить в суде. Решение об изъятии земли при этом может быть обжаловано через суд.

Подписывайтесь на «МОЁ! Белгород» в Яндекс.Новости и на наш канал в Дзене. Cледите за главными новостями Белгорода и области в Telegram-канале и в группе во «ВКонтакте».

Новости других СМИ