«Нет денег. Взял у сестры кусок жёлтой ленты. Обвязался. Фурор»

В Белгород привезли личные вещи и наряды самого стильного поэта ХХ века Владимира Маяковского

23.12.2018 09:10
МОЁ! Online
0

Читать все комментарии

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

Читайте «МОЁ! Белгород» в

Поэт Владимир Маяковский был не только певцом революции, но и большим модником. Он, как никто в его время, умел стильно выглядеть — его манере одеваться подражали современники, а теперь этому могут поучиться и белгородцы.

«Блузы гнуснейшего вида»

Далеко не сразу хмурый бунтарь Маяковский стал элегантным денди. Юный поэт выглядел нелепо: лохматый, плохо постриженный в старой, штопанной сатиновой рубахе. Вдобавок ко всему у него были ужасные зубы. Друг Маяковского, художник Давид Бурлюк вспоминал: когда Владимир улыбался, во рту у него обнажались чёрные пеньки сгнивших зубов. Именно по этой причине практически не найдёшь фотографии улыбающегося поэта.

Непрезентабельный вид был связан с нищетой: Владимир рано лишился отца, а его мать одна тянула на себе троих детей. В 15 Владимир вступил в РСДРП, за что трижды арестовывался и полгода провёл в Бутырской тюрьме. Какая уж тут мода.

В.В. Маяковский в 1910 году. Художник Н. Петрова (Н.П. Ходасевич-Леже)

Невзирая на нищету, у поэта был хороший вкус и смекалка. Когда в 17 лет он опубликовал свои первые стихи, поэту очень хотелось хорошо выглядеть, выступая перед публикой. И он находил выход.

Справка:

Однажды Маяковского спросили: «Вот вы писали, что «Среди грузинов я — грузин, среди русских я — русский», а среди дураков вы кто?» Маяковский не растерялся и ответил: «А среди дураков я впервые».

«Костюмов у меня никогда не было. Были две блузы гнуснейшего вида, — писал Маяковский в автобиографическом очерке «Я сам». — Испытанный способ — украшаться галстуком. Нет денег. Взял у сестры кусок жёлтой ленты. Обвязался. Фурор».

Маяковский начал делать упор на эпатаж в одежде. Так, он выступил в своей знаменитой яркой жёлтой кофте, сшитой для него матерью и сёстрами. С ней он любил надевать чёрный цилиндр (один из цилиндров поэта можно попробовать примерить на себя на выставке). Затем в его гардеробе появился розовый смокинг, который он надевал с красным жилетом.

Обновки из поездок

В 1915 году Маяковский встретил Лилю Брик, или, как он её называл, Лиличку, которая стала его музой. Благодаря ей его стиль в одежде стал другим: сдержанным и элегантным, — и сам он внешне преобразился.

Брик познакомила Владимира со своим дантистом и убедила его вставить зубы. Маяковский коротко постригся и снялся в кино — фильмах «Не для денег родившийся», «Барышня и хулиган» и «Заколдованная фильмой». А в гардеробе поэта появились костюмы, которых он до этого времени не носил. Некоторые вещи ему купила Лиля за границей.

Справка:

Сестра Маяковского Людмила работала в Трёхгорной мануфактуре и заведовала аэрографической мастерской, создавала рисунки на тканях способом аэрографии. Из ткани с геометрическим узором она сшила брату его знаменитый шёлковый галстук.

Маяковский стал известен, и это приносило неплохие деньги — он много писал и проводил время в разъездах по России, бывал за рубежом. В 1922 — 1929 году он семь раз побывал в Западной Европе, а в поездке по Америке посетил США, Мексику и Кубу.

Из поездок он привёз элегантную одежду: в Париже купил пальто фасона реглан «в ёлочку». Там же он приобрёл дорожный кофр, заменявший ему гардероб. В США обзавёлся меховой зимней курткой, кепкой и домашней шерстяной курткой в клетку. А в Нью-Йорке ему подарили купленный на местной барахолке пуловер, который сразу стал его любимой вещью — Маяковский заносил его до дыр. Увидеть эти дыры можно своими глазами на выставке, и клетчатую куртку, которая выглядит так, что можно смело носить и сейчас.

Фото Анны КИРЕЕВОЙ

— У Маяковского было немного одежды, но все эти вещи были очень высокого качества, которые он покупал в определённых магазинах, — рассказала старший научный сотрудник Белгородского государственного литературного музея Наталья Буханцова. — За модой он не гнался, он очень привыкал к вещам и неохотно с ними расставался. Носил одежду он очень аккуратно. Поэт тщательно следил за своей обувью: она всегда была начищена до блеска.

Фото Анны КИРЕЕВОЙ

Для того чтобы ботинки долго не снашивались, он просил сапожников набивать на каблуки и носки металлические набойки. Маяковский любил изящные аксессуары: часы, платки, авторучки. На чемодане Маяковского была тиснёная монограмма MW — его инициалы. Такой же монограммой были помечены его кольцо, шляпа и ложка. Любимым его аксессуаром на протяжении всей жизни были трости.

Фото Анны КИРЕЕВОЙ

«Даёшь красивые носки!»

Примечательно, что поэт не только стильно одевался сам, но и старался помочь формированию советской моды — певец революции не видел ничего плохого в том, чтобы советский человек жил с удобством и комфортом и красиво одевался.

Вместе с художником Александром Родченко Маяковский рекламировал галоши Резинотреста, магазины ГУМ и «Моссукно», где можно было одеться в рассрочку, продукцию «Москвошвея». А в ответ на упрёки в предательстве высокой миссии искусства поэт говорил, что видит задачу искусства в создании нового уклада жизни.

Но увы, мода в ту пору была ещё далека от народных масс. Большинство людей не имело возможности не то что стильно одеться, но и хотя бы изредка позволять себе обновку. Многие из вас удивятся, но даже такая банальная вещь, как носки, была в 20-е годы прошлого века уделом избранных, их было сложно найти и купить даже в Москве и Петрограде.

Фото Анны КИРЕЕВОЙ

Так, носкам, а точнее, их нелёгкому поиску, Маяковский посвятил одно из своих стихотворений. В нём поэт пишет, как у него продырявились носки и он обошёл немало лавок, чтобы найти новые. «Даёшь, госорганы, прочные, впору, красивые носки!» — завершает он стихотворение. Кстати, носки Маяковского, которые тоже привезли на выставку, и дизайном и внешним видом мало чем уступают нынешним. А ведь умели раньше делать одежду!

Пил только из своего стакана, а чужой бритвой бриться не брезговал
Отец Маяковского умер от заражения крови — уколол палец, когда сшивал бумаги. Из-за этого поэт до конца жизни боялся иголок, булавок и грязи. Так, он купил за границей раскладную ванну из кожи, которую брал во все поездки и мылся в ней. Она представляла собой металлические распорки, на которые натягивалась кожа, обработанная непромокаемым составом. На выставку эту ванну привезли, правда, после реставрации она уже не складывается, как раньше. У Маяковского также был свой личный стакан — из чужой посуды он пить брезговал.

 

Фото Анны КИРЕЕВОЙ

Впрочем, брезгливость его была очень своеобразна. Так, какое-то время у Маяковского не было своей бритвы, и он одалживал её, у соседа по коммуналке. Однажды соседям надоело постоянно давать поэту бритву, и ему ответили, что бритва занята и будет занята ещё очень долго. «Понимаю. Слона бреете», — ответил Маяковский.

Подписывайтесь на «МОЁ! Белгород» в Яндекс.Новости и на наш канал в Дзене. Cледите за главными новостями Белгорода и области в Telegram-канале и в группе во «ВКонтакте».

Новости других СМИ