Войдите, чтобы видеть уведомления на портале

Прислать новость

В Белгород привезли главные русские реликвии

С 20 августа по 8 сентября в Художественном музее Белгорода можно увидеть 183 уникальных экспоната из собрания Государственного исторического музея, в том числе подлинник первой печатной русской книги, чашу, из которой пил Пётр I, и потерянное письмо маршала Жукова

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

0

Читать все комментарии

2115

Выставка «Реликвии и шедевры. Из собрания Государственного исторического музея» будет гастролировать по всей стране, а Белгород стал первым городом, куда приехали экспонаты. Сразу после открытия Белгородского художественного музея после небольшого ремонта, с 20 августа, подлинники древнейших рукописей и царских драгоценностей смогут увидеть белгородцы своими глазами.

— Государственный исторический музей работает с нами уже второй раз — наш зал ему очень нравится. В этом плане мы можем конкурировать со многими музеями нашей страны, поскольку у нас новое здание, просторное выставочное пространство, — говорит заведующая выставочным отделом Белгородского государственного художественного музея Юлия Домонова.

В Белгород приехали 183 уникальных экспоната из 14 коллекций музея, которые отражают эпохальные события истории Государства Российского с древнейших времен до XX века. На выставке они располагаются в хронологическом порядке. Мы расскажем о наиболее интересных из них.

Самая древняя детская рукопись

Самые древние экспонаты на выставке — клады, найденные в Калмыкии и в Саратовской области. Эти находки относятся к третьему и второму тысячелетию нашей эры. Для того времени это были простые вещи домашнего обихода: серпы двухсторонней отливки, курильница, топоры, фигурка птички, костяные булавки.

Есть здесь и знаменитая берестяная грамота мальчика Онфима, жившего в XIII веке в Великом Новгороде. Это самые древние детские письмена и рисунки, найденные на территории нашей страны. Учёные предполагают, что Онфиму было 6 - 7 лет, он учился писать на бересте, а в свободное время рисовал. Учёба, судя по всему, давалась ему нелегко — на берестяной грамоте он написал: «Господи, помози рабу своему Онфиму» и нарисовал мальчика (возможно, себя), лошадь и человека.

Фото Светланы Солодовниковой

А ещё здесь можно увидеть древние книги — рукописные служебники (книги для церковных богослужений), знаменитая «Повесть временных лет» и первая печатная книга «Апостол», созданная первопечатником Иваном Фёдоровым в XVI веке. Она была отпечатана с деревянного оттиска, с вырезанными на нём буквами.

— Эта работа была очень долгая. И что примечательно, в книге нет ни единой орфографической и синтаксической ошибки — придраться не к чему, — говорит Юлия Домонова.

Белгородские артефакты

Несколько витрин на выставке посвящены экспонатам, которые относятся к истории Белгорода и Белгородской области. Когда выставка отправится в другие регионы, эти экспонаты туда не поедут, а вот белгородцам они будут интересны.

Например, знак городского головы Старого Оскола — герб на тяжёлой серебряной цепи, одна из первых географических карт на латыни, на которой изображён и Белгород. А также первый печатный географический атлас — на нём изображена Белгородская губерния, и что примечательно, тогда она простиралась на несколько нынешних регионов, туда входил даже город Брянск.

Cкромный Пётр I и «золотая» Екатерина II


Отдельные экспозиции относятся лично к Екатерине II и Петру I. Вещи Екатерины поражают своей роскошью — практически все они имеют отделку из золота. Чего стоит жалованная грамота на дворянство её фавориту Григорию Орлову с буквами на переплёте, вышитыми золотыми нитями. К грамоте привязана кустодия — золотая шкатулка с печатью. Печать Екатерины при этом была с драгоценными камнями. Шкатулка, в которой императрица хранила свои вещи, тоже была из золота, даже чай она хранила в золотой коробочке.

Вещи Петра I на фоне екатерининских смотрятся куда скромнее: печать у него была из серебра и довольно простая, а на своей коронации император пил из серебряной чаши. Да и навесные замки, которые Пётр вешал на свои шкатулки, были из латуни и железа.

Ещё один артефакт, который доказывает, что жить Пётр I предпочитал просто и без церемоний — написанное им коменданту одной из крепостей в Пруссии: вместо печати под письмом стоит небрежный автограф царя.

Очень любопытны и «Изборник к 300-летию дома Романовых», иллюстрирующий в портретах всю династию за три сотни лет, а также фарфоровые пасхальные яйца с вензелем императора Николая II. Такие яйца изготавливали на Императорском фарфоровом заводе в 1915 - 1916 годах. Николай II лично дарил их офицерам военных частей действующей армии на Пасху, причём как высшим, так и низшим чинам.

Оружие маршалов СССР

Отдельную экспозицию посвятили холодному оружию маршалов СССР Георгию Жукову и Семёну Тимошенко.

Маршалу Тимошенко принадлежит китайский нож XIX века в ножнах, украшенных серебряной филигранью и полудрагоценными камнями. Нож Семёну Тимошенко подарили в футляре с вложенной серебряной пластиной: «Дорогому Герою и Маршалу Советского Союза Семену Константиновичу Тимошенко — Русские патриоты города Шанхая...».
Рядом лежит сабля маршала Жукова в ножнах (кстати, маршал обожал холодное оружие и даже на параде 24 июня 1945 года ехал на коне с шашкой в руках).

Она была изготовлена в Бухаре в конце XIX — начале XX века, ножны её богато украшены эмалью и алмазами. Подобные сабли были у эмира Бухары Сеид-хана и его приближённых.
Рядом с саблями есть отдельная витрина с напечатанной на бумаге речью маршала Жукова, которую он произнёс на параде 24 июня 1945 года. Видно, что к выступлению маршал серьёзно готовился — листок содержит пометки, с какой интонацией произносить тот или иной абзац.

Правда, когда Жуков произнёс речь, он тут же про неё забыл и оставил листок на трибуне. Возможно, он и потерялся бы, если бы его не поднял и не забрал себе маршал Константин Рокоссовский. Текст хранился у семьи Рокоссовских до 2002 года, после чего они передали его в Государственный исторический музей.

В ТЕМУ:

Секрет изготовления императорской шашки держали в секрете В Белгород привезли драгунские шашки XIX века дяди Николая II Великого князя Константина Константиновича и его дяди — английского короля, принца Уэльского Эдуарда XVII. Оружие изготовила фирма «Шаф и сыновья» — знаменитые немецкие художники-оружейники. На шашке Константина Романова «Знают турки нас и шведы, и про нас известен свет, на сраженья на победы нас всегда сам царь ведет. С нами труд он разделяет, перед нами он в боях». Зарубежных специалистов пригласили в Россию, чтобы поделиться знаниями с российскими оружейниками. Но как ни пытались наши узнать секреты изготовления клинков, немцы не раскрыли их.