В белгородские школы поставляли поддельное сливочное масло из несуществующей страны

На этикетках масло был указан ООО «Югославский комбинат молочных продуктов», который на территории России не зарегистрирован

03.11.2018 17:37
МОЁ! Online
6

Читать все комментарии

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

Читайте «МОЁ! Белгород» в

Очередная проверка управления Россельхознадзора продуктов, которыми кормят школьников, не обошлась без сюрприза. Оказалось, что в школы Белгородского района закупили сливочное масло таинственного «югославского» завода.

— В декларации было указано — ООО «Юговский комбинат молочных продуктов» (Пермский край, посёлок Юг). А на этикетке — ООО «Югославский комбинат молочных продуктов», — рассказали в пресс-службе управления Россельхознадзора по Белгородской области. — Однако выяснилось, что «Югославский комбинат» на территории России вообще не зарегистрирован (и самой страны Югославии, кстати, давно уже не существует — прим. авт.), а указанный на этикетке сайт якобы производителя www.upmp.ru направляет на производителя стройматериалов в Волгограде. А поставщиками в школы являлись ООО «Молочная индустрия» и ИП Бибиков А.А., зарегистрированные в Белгороде.

Работает со всеми школами

Поставщиков масла выбрали через госзакупки. Корреспонденты «МОЁ! Белгород» нашли тендеры по поставке сливочного масла в Белгородской области. По их условиям школы закупали сделанное по ГОСТу масло крестьянское 72,5% жирности.

При этом оказалось, что ИП Бибиков выигрывал в этом году торги по поставке масла в школы и детские сады 60 раз на общую сумму 5,6 миллиона рублей, «Молочная индустрия» — 11 раз на сумму 7,8 миллиона.

Сами они являются предприятиями оптовой торговли, то есть перекупщиками, которые закупают масло у производителя и поставляют заказчику. Утверждать, что данные предприниматели отправляли фальсификат во все детсады и школы мы не можем — пока есть данные только о двух школах (Головинской и Никольской). Но не исключено, что дальнейшая проверка может показать, что подделку поставляли во все учреждения.

Поставщики масла и качество продукции не вызывали сомнения у школ. Тем более что в образовательных учреждениях заявили, что сами они не проводили торги и не выбирали, кто будет поставлять им продукты — этим занимается управление образования.

— Поставщик работает почти со всеми школами в районе, на него никто не жаловался, — сообщил «МОЁ! Белгород» директор МОУ «Головинская СОШ» Александр Ерёменко. — А результатов лабораторного исследования проб масла, Россельхознадзор нам пока не выдал. Как без результатов можно утверждать, что это подделка?

Да очень просто — на основании экспертизы. В управлении Россельхознадзора нам сообщили, что лабораторная экспертиза показала, что в пробах масла присутствуют жиры немолочного происхождения, что говорит о том, что дети ели подделку. Данную информацию управление Россельхознадзора передало в областной департамент образования и в правоохранительные органы для принятия мер. Правда, на наш вопрос «Будут ли они проверять остальные школы, с которым заключён договор у этих поставщиков?» в Россельхознадзоре ответили, что работают только по заявлению и на остальные школы им не жаловались пока. Кстати, обратились в надзорное ведомство с жалобой общественники из федеральной организации с говорящим названием «За честные продукты».

В управлении образования Белгородского района не смогли оперативно прокомментировать ситуацию с поставкой фальсификата в школы и попросили письменный запрос. Мы ждём на него ответ.

«Настоящее масло столько стоить не может»

Много вопросов вызывает цена масла в тендерах. Так, в Головинскую школу его закупали по цене 289,2 рубля за килограмм, в Никольскую — по 299,2 рубля. Получается, это 58 - 60 рублей за 200-граммовую пачку. Вы где-нибудь видели такие цены? Причём поставщик должен был не только закупить масло у производителя, но заплатить за доставку аж из Пермского края.
Мы обзвонили молочные комбинаты в области и поинтересовались, во сколько обходится производство килограмма натурального сливочного масла. И оказалось, что удовольствие это не из дешёвых.

— На производство одной тонны крестьянского сливочного масла уходит 22 тонны сырого молока, — пояснила «МОЁ! Белгород» директор производства ЗАО «Томмолоко» Олеся Афанасьева. — Закупочная цена литра молока — 23 - 25 рублей. В тонне молока не тысяча литров, а чуть меньше — 970 - 980, в зависимости от жирности. Выходит 490 - 540 рублей за килограмм. А ведь при производстве ещё используется труд людей, которым нужно платить зарплату, теплоресурсы, электроэнергия.



На крупный опт заводы делают скидку, однако всё равно не продадут масло почти вполовину дешевле сырья. Кстати, белгородские производители молочных продуктов пожаловались нам, что проигрывают тендеры по поставке молочных продуктов в школы и больницы именно из-за цены.

Судя по тендерам, начальная цена лота на масло в белгородские школы составляет 405 рублей за килограмм рублей — за такую цену производители ещё готовы договориться. Но оптовики предлагают поставлять заказ минимум на треть дешевле и в итоге выигрывают.

Подводные камни госзакупок

Тогда почему при проведении торгов цену занижают? И почему контракты выигрывает перекупщик, а не производители? Эти вопросы вы наверняка задаёте сейчас.
По словам юристов, связано это с подводными камнями федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который регламентирует проведение госзакупок.

— В данном законе нет указания, ниже какого предела в цене нельзя опускаться при выполнении закупок, — говорит юрист Игорь Ломов. — Закон обязывает принимать антидемпинговые меры, чтобы исполнитель тендера не мог занижать цену ниже разумного предела. Так, если он предлагает цену ниже начальной на 25%, то контракт с ним заключается только после предоставления им обеспечения исполнения контракта — у него должны быть деньги, превышающие в полтора раза сумму заказа по тендеру. А у предпринимателей они есть.

Ещё один подводный камень — закон обязывает осуществлять закупки у ИПшников в объёме не менее 15% совокупного объёма закупок. Это мера поддержки малого бизнеса. Но увы, это не гарантирует поставку качественной продукции.

За подделку — в тюрьму

Белгородские производители молочных продуктов на условиях анонимности рассказали нам, что запрещают своим детям есть молочку в школах и детсадах, так как уверены, что качественные продукты к детям на стол не попадают.

Но на наш взгляд, отказываться от школьных обедов не выход. Нужен контроль за тем, чтобы фальсификат не попал на стол. Но Россельхознадзор и Роспотребнадзор не могут прийти с внеплановой проверкой — только по указанию прокуратуры или жалобам граждан, так как закон запрещает «кошмарить» бизнес. Но всё оборачивается тем, что бизнес начинает кошмарить нас.

Справка:

Наказание за подделку сейчас мягкое — для ИП это штраф до 30 000 рублей с конфискацией товара. Сейчас Роспотребнадзор добивается ужесточения наказания вплоть до уголовной ответственности. Штраф за фальсификат в детских, медицинских учреждениях и организациях социального обслуживания предлагают увеличить — от 1 до 3 миллионов рублей, а также лишать свободы на срок до полугода. Также эксперты хотят предлагают закупать продукты в школы и детсады у производителей напрямую.


Пока этого не произошло, белгородцам предлагают рассчитывать на свои силы. В Россельзохнадзоре заявили, что готовы помочь школам и проведут экспертизу продукции бесплатно, если руководство школы и родители обратятся с таким заявлением. Помимо закона об ужесточении наказания за фальсификат необходим и чёрный список таких производителей и поставщиков, попав куда, они больше никогда не смогут работать с госзакупками.

Подписывайтесь на «МОЁ! Белгород» в Яндекс.Новости и на наш канал в Дзене. Cледите за главными новостями Белгорода и области в Telegram-канале и в группе во «ВКонтакте».

Новости других СМИ