«Жизнь замечательных земляков»: Белгородский судостроитель предсказал гибель «Титаника»

Постоянная рубрика портала «МОЁ! Белгород» и газеты «Житьё-Бытьё» о выдающихся белгородцах

28.06.2018 13:01
МОЁ! Online
1

Читать все комментарии

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

Читайте «МОЁ! Белгород» в

В 1881 году в семье земского врача из слободы Вейделевка (сейчас это один из районных центров нашей области) родился Владимир Костенко — один из основоположников советского судостроения.

В Вейделевке прошли его ранние годы, а когда Владимиру исполнилось 11 лет, семья переехала в Белгород, где мальчик учился в гимназии и окончил её с золотой медалью.

После гимназии Владимир Костенко учился в Морском инженерном училище императора Николая I и был одним из лучших — за проект нового облегчённого быстроходного броненосного крейсера талантливого студента наградили золотой медалью, а его фамилию внесли на мраморную доску училища.

Жизнь нашего земляка была трудной, но яркой, полной открытий и приключений. Костенко был одним из инженеров на броненосце «Орёл», который участвовал в Русско-японской войне. Во время Цусимского сражения броненосец получил 76 попаданий и утратил боеспособность. Команда экипажа, включая Владимира Костенко, год провела в плену.

После освобождения из плена Костенко строил линейный корабль «Андрей Первозванный» и броненосный крейсер «Рюрик», самый большой на тот момент в России. Строительство «Рюрика» велось в Англии и было закончено в 1909 году. В это же время началось строительство «Титаника», который довелось увидеть нашему земляку.

Владимир Костенко обратил внимание конструктора «Титаника» Томаса Эндрюса на то, что водонепроницаемые отсеки корабля не доходят до главной палубы, что очень опасно — если судно получит повреждение, отсеки не спасут, и оно утонет. Костенко посоветовал Эндрюсу переделать отсеки, но тот не прислушался к его совету, что впоследствии стало для «Титаника» роковым.

Дальнейшая судьба нашего земляка складывалась непросто. Костенко трижды арестовывали. Первый раз — в 1910 году за участие в революционной деятельности, приговорив его к шести годам каторги. Костенко почти два года просидел в заключении в Петропавловской крепости. По ходатайству морского министра царь помиловал судостроителя.



В 1928 году Костенко обвинили в перерасходе сметной стоимости судов и приговорили к 10 годам лагерей. Полтора года белгородец провёл на Соловках, откуда его перевели в Харьков — для работы в особом проектном бюро нужен был талантливый инженер, а затем освободили.

В 1941 году Владимира Костенко арестовали по ложному доносу, обвинив в преднамеренно неверном выборе площадки для строительства завода. Следствие всё же разобралось, что к чему и через полтора года инженера освободили.

В 1945 году Владимира Костенко наградили орденом Трудового Красного Знамени, а в 1950 году — Сталинской премией в области кораблестроения. Наш земляк сделал для страны очень много. Костенко руководил судостроительными предприятиями на Дальнем Востоке, в Ленинграде, Николаеве и Харькове и судопроектными институтами.

Не стало Владимира Костенко в 1956 году, он похоронен на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга.

Владимира Костенко был трижды женат, его сын стал учёным профессором в области энергетики. У Костенко также был младший брат Михаил — тоже видный учёный. О нём мы расскажем позднее.

Подписывайтесь на «МОЁ! Белгород» в Яндекс.Новости и на наш канал в Дзене. Cледите за главными новостями Белгорода и области в Telegram-канале и в группе во «ВКонтакте».

Новости других СМИ