«Жизнь замечательных земляков»: Лавр Проскуряков строил лучшие в мире мосты

Постоянная рубрика портала «МОЁ! Белгород» и газеты «Житьё-Бытьё» о выдающихся белгородцах

22.05.2018 13:09
МОЁ! Online
0

Читать все комментарии

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

Читайте «МОЁ! Белгород» в

Лавр Дмитриевич Проскуряков, в честь которого в Белгороде назвали улицу на Спутнике, был одним из лучших инженеров своего времени, причём не только в России, но и в мире.

Проскуряков известен тем, что строил мосты. Его детище — железнодорожный мост через реку Енисей — в XIX веке было самым большим в России и вторым по величине в Европе. Но прославился наш земляк не только этим.

Родился Лавр Проскуряков в 1858 году в селе Борисовка Валуйского уезда в крестьянской семье, где помимо него было ещё 17 детей. В ту пору крестьянину нужно было обладать недюжинными способностями, чтобы оторваться от земли и заниматься иной деятельностью. И такие способности у Проскурякова были.



С детства Лавр отличался любознательностью и живым умом. В сельской, а потом в уездной школах, где он учился, Проскуряков был лучшим учеником. И из всех предметов больше всего мальчик интересовался математикой, физикой и естествознанием.

Надо отдать должное его педагогам — они сумели не просто разглядеть в нём талант, но и поддержать способного ученика из бедной семьи. Учителя обратились в местное управление образования и попросили дать юноше рекомендацию о поступлении в институт.

Рекомендацию Лавр получил и выбрал Петербургский институт путей сообщения — по тем временам одно из самых престижных учебных заведений. Крестьянин из глубинки блестяще сдал вступительные экзамены и стал студентом.

Окончив вуз, Проскуряков получил место в Министерстве путей сообщения. Однако чиновничья работа с бумагами ему не понравилась — у Лавра был ярко выраженный инженерный талант, который применить было негде. Проскуряков уволился и вернулся в родной вуз, где преподавал и занимался исследовательской работой, защитил докторскую диссертацию по строительной механике.

В те времена в стране интенсивно развивалась сеть железных дорог, и самой важной задачей было строительство надёжных мостов, по которым могли бы ходить составы. Проскуряков вплотную занялся такими проектами.

В 1888 году по проекту учёного впервые в России построили железнодорожный мост консольной формы через реку Сулу на Харьковско-Николаевской железной дороге.

Проскуряков первым в Европе отказался от сложных по конструкции и расчётам многорешётчатых мостовых ферм (стержневых систем), спроектировав ферму с одной треугольной решёткой, которая точно распределяла усилия от подвижной нагрузки поезда.

А в 1895 году он спроектировал знаменитый мост через Енисей, за что был награждён Большой золотой медалью на Парижской всемирной выставке. Эта награда говорит о том, что мост Проскурякова признали лучшим в мире.

По типу Енисейского моста Проскуряков также спроектировал железнодорожные мосты через Оку, Волгу, Волхов на Петербургско-Вологодской железной дороге, Зею и Черемшанку на ветке Тюмень — Омск, Которосль у Ярославля и Амур у Хабаровска.

Не стало учёного в 1926 году. Его труды и разработки актуальны до сих пор. Так, он ввёл методы преподавания строительной механики, которые используются в современных вузах.

Подписывайтесь на «МОЁ! Белгород» в Яндекс.Новости и на наш канал в Дзене. Cледите за главными новостями Белгорода и области в Telegram-канале и в группе во «ВКонтакте».

Новости других СМИ