«Американцы не придумали ничего полезнее, чем запустить в космос автомобиль»

13.02.2018 20:25
МОЁ! Online
30

Читать все комментарии

Контекст. Компания SpaceX Илона Маска впервые запустила сверхтяжелую ракету Falcon Heavy. На её борту находился электромобиль Tesla, который сейчас с манекеном за рулём летит к поясу астероидов.

Немного об Илоне Маске. Запуск тяжелой ракеты FalconHeavy с электромобилем «Тесла» и манекеном в качестве полезной нагрузки на борту, которые многие масс-медиа представили чуть ли не как революцию в освоении космического пространства, на самом деле является поминальным звоном по космическим мечтам человечества.

Во-первых, позвольте спросить, в чем же революционность данного события? В том, что Илон Макс частник? Но это, мягко говоря, не совсем верно. Да, Илон Маск является основателем компании SpaceX, но он вовсе не является ее владельцем (по непроверенным данным, сейчас Маску принадлежит не более 25% акций компании). То есть он такой же частник, как и «Локхид Мартин» – ведущий подрядчик НАСА – является частной корпорацией. Да, формально и компания Маска, и Локхид Мартин принадлежат неким акционерам, но фактически это карманные компании НАСА, в которые были влиты огромные деньги из бюджета (и не только деньги, но и технологии, что самое главное).

О том, кто является настоящими хозяевами SpaceX, красноречиво говорит и тот факт, что американские самолеты-штурмовики расстреляли ракетами неудачную упавшую в воду одну из трех ракет-носителей первой ступени FalconHeavy – дескать, ракету, мирно дрейфовавшую в Атлантике, было очень трудно вытащить на берег, поэтому американские военные решили ее уничтожить, чтобы американские секреты не остались бы зловредным русским хакерам... Хочется спросить, что это за бред?! В США давно отработана технология подъема из воды отработанных двигателей ракет. Да и много ли вы видели частников-изобретателей, о сохранности секретов которых так бы пеклись американские ВВС?

По этой же причине следует скептически относиться и к новостям о том, что Илон Маск чуть ли не вдвое сбил цены на коммерческие запуски спутников – ведь стоимость запуска определяет заказчик, являющийся и хозяином компании.

Непонятно, в чем состоит и технологическая революционность ракеты FalconHeavy с полезной нагрузкой в 80 тонн? Советская ракета-носитель «Энергия» могла забросить на орбиту 100 тонн, а американский Атлас» и того больше.

Может быть, все дело в технологии многоразового запуска,  то есть в умении возвращать на Землю первую ступень ракеты в целости и сохранности? Но тут стоить пояснить, что Маск провернул самый удачный пиар-фокус современности, объединив в массовом сознании свою ракету Falcon 9 и эксперименты по возвращению отработанных ракет первой ступени обратно на стартовую платформу. В чем тут фокус? Все просто – с июня 2010 года по февраль 2018 года ракеты Falcon 9 всего произвели 49 стартов – экспериментальных, научных и коммерческих, включая и три неудачных запуска, когда ракеты взрывались сразу после старта. И только один-единственный раз ракета Falcon 9 взлетела на уже бывшей в употреблении стартовой ступени – произошло это 30 марта 2017 года, после десятков неудачных экспериментов. Впрочем, и этот успех можно назвать успешным лишь частично – как признался сам Маск, все девять маршевых двигателей «Мерлин-1» подлежали замене. То есть единственная деталь ракеты, которая оказалось многоразовой, – это стальная труба топливного бака. Что ж, отличная экономия, нечего сказать. Проще уж тогда отработанные ракетные ступени спускать на парашютах...

Да и какой, скажите на милость, прок с того, что они возвращаемые? Логика российских ракетчиков простая: раз нет экономического смысла в возвращении первой ступени на Землю, то нечего и заморачиваться с возвращением, ибо увеличение рабочих узлов на ракете автоматически увеличивает и возможность нештатных аварийных ситуаций при запуске. Чем ракета проще – тем она безопаснее, и, согласитесь, в этом подходе тоже есть свой смысл.

Но самая главная убийственная новость – это запуск электромобиля «Тесла», самый бессмысленный груз в истории человечества. Понятно, что Маск обеспечил невиданную прежде рекламу своего электромобиля. Но ведь по факту получается, что у американцев не нашлось ничего более полезного, чтобы запустить это в космос. И в самом деле, выбор электромобиля в качестве космического аппарата показал, что нам – в смысле человечеству, – по большому счету, уж совершенно нечего делать в космосе. Околоземная орбита освоена, и, честно говоря, с программой экспериментов на орбите, допустим, по созданию новых материалов, гораздо лучше справятся роботы, чем люди. А вот до других планет лететь очень-очень далеко – до ближайшего к нам Марса целый год полёта.

Конечно, можно еще раз полететь и на Луну. Но зачем? Воткнуть еще один флаг в пыльный бархан и привезти за Землю еще одну партию лунных камней, серых и ничем не примечательных? Основать там лунную станцию, чтобы вручную добывать там из лунных пород изотоп гелий-3 для несуществующего в природе термоядерного реактора?

Увы, все это лишь проекты в жанре ненаучной фантастики. Возможно, когда-нибудь, лет через сто, нам и потребуется гелий-3, но не факт, что к тому времени ученые не изобретут другой технологии получения дешевой и экологически чистой энергии да и с добычей гелия куда лучше справятся роботы – им, по крайней мере, не нужен драгоценный кислород для дыхания.

Но что делать в космосе нам, людям? И не в бескрайней перспективе грядущего, а в ближайшие 20 - 30 лет? Пока что ответ на этот вопрос один: обозначать свое присутствие, показывая, что это мы можем.

Вот и Илон Маск обозначил свое присутствие, соорудив себе в космосе настоящий памятник. Пройдут миллионы лет, о нашей цивилизации не останется и следа, а электромобиль «Тесла» по-прежнему будет нестись в черноте Вселенной – как вечное напоминание о гордыне человечества.

Любимые читатели! У вас есть своя точка зрения по актуальным проблемам? Выскажите своё мнение, отправив его по электронной почте на адрес: [email protected]. Обязательно укажите в теме письма название рубрики «Мнение» и не забудьте оставить телефон для обратной связи.

Самое читаемое